Фильм-сенсация «Лістапада» открыл программу показов velcom Smartfilm

Опубликовано: 24/11/2017 - 17:33
Юлия Шатун

23 ноября фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm организовал специальный показ одного из лучших белорусских фильмов 2017 года – «Завтра» режиссера Юлии Шатун. Неожиданно для всех картина получила главный приз Национального конкурса ММКФ «Лістапад-2017» и стала первым от Беларуси участником международного конкурса дебютных работ.

Перед показом фильма в Музее миниатюр «Страна мини» модератор Николай Лавренюк, координатор Национального конкурса Минского международного кинофестиваля «Лістапад», представил молодого автора. По его словам, картина, участник и победитель национальной секции фестиваля, стала «сенсационным открытием для критиков и жюри».

Фильм рассказывает о жизни белорусской провинции как она есть, о скромных и смелых мечтах людей, вдали от столичной суеты сумевших познать «белорусский дзен». Главных героев полудокументальной ленты сыграли родители Юлии Шатун. На этом основании фильм можно отнести к так называемому жанру «постдок», сочетающему реальность с вымыслом. Режиссеру удалось, практически не имея бюджета, снять кино, которое говорит о белорусской культуре емко, с большой любовью и состраданием.

После просмотра и аплодисментов зрители интересуются: почему именно такая история, история родителей и родного города?

Юлия рассказывает:

– В тот период, когда я писала сценарий, я жила в Мозыре. Когда я там находилась, для меня была важна именно эта история, она была вплетена в контекст, в атмосферу, в людей, которые вокруг меня.

Трогательная и светлая история с нестандартным визуальным рядом была сделана с использованием минимальных технических и временных ресурсов.

– Мы снимали 4 дня, в сценарии было 4 страницы. Я понимала, что буду работать с непрофессиональными актерами, поэтому почти все было прописано по диалогам. Все эти диалоги я брала из реальности, я списывала их со своих родителей, так что они произносили слова, уже когда-то ими сказанные.

Снимала Юлия на фотоаппарат.

Интересным оказался подход автора к звуку: в фильме практически нет саундтрека.

– Не было решения вставлять или не вставлять музыку. Не было мысли, что в фильме обязательно должна быть музыка. Звуковой план записывали на микрофон-петличку, кроме некоторых сцен, когда папа забывал ее включать.

Гостей показа интересует, какие сложности возникали в процессе воплощения идеи и был бы фильм другим, будь у него больший бюджет.

– Из-за невозможности что-то сделать технически изначальный замысел, – не сама фабула, а все остальное, – претерпел значительные изменения. С точки зрения сюжета – кто-то не соглашался сниматься, и, может, если бы я заплатила им, и они бы согласились и тогда получился бы несколько другой сюжет. Всего у меня было шесть вариантов развития событий в фильме, и эти сценарии достаточно сильно отличаются друг от друга. Кроме того, если бы бюджет был больше, я бы поменяла звуковую часть.

О названии, которое может показаться пессимистичным и означать, что на самом деле никакого завтра не будет, Юля говорит, что оно появилось спонтанно, и его трактовку – как и сам фильм – она видит в позитивном ключе, несмотря на интимность и сложность рассказанной истории:

– Когда ты что-то создаешь, ты говоришь о том, что тебе близко. Мой наставник по «Белорусскому коллегиуму» Валентин Акудович сказал мне: «Пишите свою главную боль». И я написала. Мне кажется, получилось честно.

Молодым кинематографистам в зале было интересно, чем или кем вдохновляется Юлия в своей работе.

– Кино – мой любимый вид искусства, оно многое для меня открывает, – признается режиссер. – Одна моя подруга все время упрекает меня, что я мало путешествую, но с кино и книгами у меня нет ощущения того, что я плохо знаю мир. Мне нравится Рой Андерсон, Аки Каурисмяки, Шанталь Акерман. Но нет кого-то одного, кого я выделяю, на кого я ориентировалась. Поэтому возможную схожесть с работами Акерман я бы не назвала заимствованием, скорее, это использование ее подхода к съемке.

Однако влияние Акерман на подход Юлии к съемке значительно.

– Хотя мы и работали над темпоритмом фильма – он стал короче, чем был изначально, – я не люблю, когда фильм – это краткое отображение жизни. Одно из моих любимых кино – «С востока» Шанталь Акерман. Для многих авторов фраза «Я посмотрел фильм, и время пролетело незаметно» – комплимент. Для Шанталь, как и для меня, наоборот: важно, чтобы зритель физически прочувствовал эти два часа. Многие вырезают сцены, оставляют только события, но в жизни так не происходит. Мне очень хотелось передать физическое ощущение длительности времени.

В копилке Юлии есть и несколько короткометражных фильмов. Она как никто понимает, что такое работать в условиях ограниченных ресурсов, поэтому отмечает условия и возможности для развития velcom Smartfilm:

– velcom Smartfilm – это международный фестиваль, он не ограничен в теме, но с технической точки зрения все в равных условиях – и это очень здорово. Съемка на мобильное устройство создает техническое равенство и получается, что сражаются только идеи. Съемки на мобильный доступны для всех, и это отлично, потому что так много участников показывают результат. Если бы я снимала короткий метр, мне были бы интересны те же темы, жизнь людей. Камеры сейчас все лучше и лучше, при помощи смартфонов снимают даже полнометражное кино, и, я думаю, скоро это будет очень популярно.

В одном из ключевых моментов «Завтра» на фоне звучит цитата из фильма «Солярис» А. Тарковского: «Единственное что мне остается – ждать. – Чего? – Новых чудес». Чудеса же в том, что белорусское кино обретает свое лицо, начинает формироваться его собственный язык и реальность.

Тему короткого метра развил и Николай Лавренюк: он уверен, что завтра белорусского кино – в обращении к реальности:

– Фильм «Завтра» ценен тем, что он показывает путь, по которому, на мой взгляд, белорусское кино должно пойти, чтобы стать явлением в киноискусстве. В короткометражном кино должны соблюдаться те же принципы, что и в полном метре. Однако короткое кино зачастую требует большей работы: мысль должна быть концентрированной, и для режиссера это испытание – сказать то, что он хочет, в коротком формате. Для начала нужно попытаться рассказать простую историю. Надо понять, что тебя волнует, в чем твоя боль, и сказать об этом. И тогда зритель откликнется.

Если такая история есть, стоит ее рассказать. Каждое кино находит своего зрителя, и, может, именно ваша короткометражка станет сенсацией velcom Smartfilm и новым словом в кино Беларуси. Экспериментируйте, выходите за рамки жанра и помните: прием заявок открыт до 31 декабря 2017 года. За событиями фестиваля можно следить на сайте кинофестиваля smartfilm.by.

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (2 оценок)
Loading...
Яндекс.Метрика