Эксперт: Беларусь первой среди стран СНГ разработала механизм международного лизинга

Опубликовано: 28/09/2009 - 15:23

Александр Лукашенко подписал два документа, которые должны способствовать развитию экспортного лизинга в Беларуси. Первый из них – Указ о некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности – через предоставление налоговых льгот должен подтолкнуть производителей продукции сотрудничать с белорусскими лизингодателями, которые занимаются международным лизингом. Второй – распоряжение о создании Белорусской лизинговой компании – создает почву для государственного субсидирования экспортного лизинга. Тем не менее, эксперты весьма осторожны в оценках результатов этих мер, поскольку на наших основных рынках сбыта уже созданы не менее, а зачастую и более привлекательные условия для лизинга техники. По информации «БДГ», изначально указ о совершенствовании лизинговой деятельности предполагалось сделать более масштабным документом. Он должен был воспринять и детализировать ключевые моменты межправительственного соглашения «О создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в СНГ», которое Беларусь ратифицировала еще в 2006 году. Однако в правительстве столь глобальную работу в период кризиса посчитали излишней, поскольку международные документы и так имеют приоритет перед национальными. В итоге разработчики указа остановились только на вопросах, которые должны были стимулировать экспортную инициативу производителей посредством налоговых льгот.

В частности, согласно указу, если предприятие-производитель (налоговый резидент Беларуси) по договору купли-продажи реализует продукцию лизингодателю (тоже налоговому резиденту Беларуси) для ее последующей передачи по договору международного лизинга за пределы страны, то это предприятие освобождается от уплаты НДС с данной продукции.

По словам председателя Белорусского союза лизингодателей Александра Цыбулько, именно нерешенный вопрос уплаты НДС являлся основным тормозом для развития международного лизинга в Беларуси. В результате, несмотря на то, что белорусский рынок лизинговых услуг развивался достаточно быстро, международный лизинг занимал не более нескольких сотых долей процента от всех лизинговых сделок. При этом о достаточно высоком потенциале для роста рынка свидетельствует хотя бы тот факт, что в докризисные времена белорусский рынок лизинга демонстрировал темпы роста на уровне более 40% в год. А по соотношению нового бизнеса к ВВП (1,9%) белорусский рынок лизинга в прошлом году превысил среднеевропейский уровень и вплотную приблизился к уровню стран с развитой рыночной экономикой.

«Механизма международного лизинга нет ни в одной стране СНГ, в этом отношении мы – пионеры»,- рассказал «БДГ» Александр Цыбулько. Он подчеркнул, что важным моментом документа стало то, что налоговые льготы предприятия получают независимо от того, с каким лизингодателем сотрудничают. Таким образом, все без исключения лизинговые компании получили право заниматься экспортным лизингом.

Кроме того, созданная по распоряжению президента Белорусская лизинговая компания будет на льготных условиях с использованием государственных ресурсов осуществлять экспортный лизинг белорусской автомобильной и сельскохозяйственной техники. Фактически такая мера станет альтернативой прямому субсидированию поставок. БЛК будет создана на базе ОАО «Промагролизинг» с участием трех государственных акционеров – страховых компаний «Белэксимгарант» и «Белорусская национальная перестраховочная организация» и «Белагропромбанка». Уставный фонд БЛК составит 400 млрд. рублей.

Однако пока эксперты не берутся предположить, насколько эффективным окажется принятие документов в условиях кризиса. «Сейчас все страны поддерживают своих национальных производителей. В России, например, только «Росагролизинг» получил из госбюджета 25 млрд. российских рублей на лизинг российской сельхозтехники. 10 млрд. рублей российское правительство выделило Государственной транспортной лизинговой компании на поддержку производителей дорожной техники. Всего же только в России действует около 7 подобных программ. Мы пошли еще дальше. Если соседние страны поддерживают сбыт внутри страны, то мы ставим более масштабную задачу – начать работать на международных рынках. Но создать еще более выгодные условия, чем уже созданы на соседних рынках для национальных производителей, очень сложно»,- считает Цыбулько.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет
Загрузка...

Новости по теме

Яндекс.Метрика