Приложение Бетера на Андроид

Российское руководство берет Лукашенко измором?

Опубликовано: 12/12/2016 - 10:19
Россельхознадзор

Выпады Россельхознадзора для экономики Беларуси и являются комариным укусом, но всерьез раздражают белорусское руководство.

Чувствуется явная злоба, возможно, от бессилия по поводу экономических перспектив, когда Лукашенко в своем критическом заявлении в сторону Россельхознадзора, среди прочего, говорит, что «у России и Казахстана денег немерено, знаете от чего». Такое мнение в интервью БДГ высказал аналитик варшавского исследовательского центра Eurasian States in Transition (EAST) Андрей Елисеев.

Александр Лукашенко подверг жесткой критике претензии руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта к белорусскому продовольствию. Соответствующие заявления глава государства сделал сегодня на совещании по проекту договора о Таможенном кодексе ЕАЭС, сообщает БЕЛТА.

«У нас, если даже все будет нормально, такие деятели, как Данкверт и прочие, оплюют, оболгут и обгадят, как это было недавно. Оказывается, у него кусок мяса из Беларуси, или стакан молока, или кусок хлеба застревают, продукция не та. И правительство при этом молчит», - возмутился Лукашенко.

Похоже, столь резкую отповедь получило интервью главы Россельхознадзора Сергея Данкверта, в котором в очередной раз раскритиковал Беларусь за недобросовестность, и поставил под сомнение качество многих товаров, которые Беларусь экспортирует в Россию. Похоже, Россельсельхознадзор используется как шлагбаум на пути белорусской продукции в РФ.

Кроме того, Лукашенко резко заговорил об отстаивании «национальных интересов» при обсуждении проекта Таможенного кодекса ЕАЭС.

Что стоит за столь резкой и конфликтной риторикой белорусского руководителя? На вопросы БДГ ответил Андрей Елисеев.

- Насколько оправданы обвинения Россельхознадзора в адрес Беларуси -  в недобросовестности, в контрабанде, жадности?

- Россельхознадзор в самом деле периодически предъявляет претензии то к качеству продукции отдельных белорусских предприятий, то к невыполненным процедурам сертификации продукции. Однако российское ведомство не вводит неоправданные запреты на поставки продукции всех белорусских предприятий огулом. Так, статистика отчетливо указывает на увеличение производства молочной продукции в Беларуси и экспорта молочной продукции в Россию, во многом в связи с введённым Россией запретом на западную молочную продукцию. Таким образом, решения Россельхознадзора – фактор раздражающий, но в целом не ухудшающий общее состояние белорусской пищевой отрасли.

- Почему тогда Лукашенко сейчас решил покритиковать российское ведомство?

- Во-первых, это часть политической игры по перекладыванию вины за растущий экономический кризис в стране на внешние силы. Белорусам внушается, что основная причина социально-экономического кризиса в стране –  это не маниакальная многолетняя приверженность белорусских властей к неэффективной экономической модели и отсутствие давно необходимых реформ в самых разных отраслях, а действия Запада и России. В этом смысле действия Россельхознадзора становятся одним из проявлений и символом того, что российская сторона, дескать, ставит палки в колёса белорусским предприятиям. О том, что в реальности экспорт молочной продукции из Беларуси в Россию за последние годы вырос (например, экспорт сыра в 2010 году составлял 146 тыс. тонн, в 2015 – 181 тыс. тонн) выгодно умолчать.

Во-вторых, цель выпада против Данкверта – идеологически-поучительная, потребители которой – белорусские чиновники и опять население. Лукашенко периодически критикует отдельных российских чиновников с тем, чтобы показать себя главным радетелем за национальные интересы, который «когда надо» не гнушается «проехаться» и по зарубежным чиновникам, будь то российским или западным (помните фактические оскорбления Кудрина и Баррозу?).

В-третьих, отчасти может иметь место и эмоциональный фактор. Экономическое положение в стране все ухудшается, а просвета пока не видно. На этом фоне эпизодические решения Россельхознадзора, хоть для экономики Беларуси и являются комариным укусом, всерьез раздражают белорусское руководство. Чувствуется явная злоба, возможно, от бессилия по поводу экономических перспектив, когда Лукашенко в своем критическом заявлении в сторону Россельхознадзора, среди прочего, говорит, что «у России и Казахстана денег немерено, знаете от чего».

Наконец, в ряде запретительных случаев может действительно иметь место скрытое лоббирование российского ведомства российскими производителями. Впрочем, нет общедоступных подтвержденных фактов такой нечестной игры, стоящей за конкретными решениями Россельхознадзора по белорусским предприятиям.

- Какую роль в межгосударственных отношениях сегодня отыгрывает Россельхознадзор?

- Россельходнадзор, конечно же, часть российской государственной машины, которая не может действовать сама по себе. Наверняка на щепетильность проверок ведомства в отношении продукции из определенной страны накладывает отпечаток общее состояние двусторонних отношений. Но полагать, что Россельхознадзор постоянно придумывает причины, чтобы заблокировать экспорт белорусской причины с того или иного предприятия, неверно.

Беларусь как член Евразийского экономического союза взялась соблюдать нормы евразийских технических регламентов. Например, когда в августе Россельхознадзор выявил, что некоторые белорусские молочные предприятия нарушили нормы евразийского законодательства и не обеспечили декларации соответствия на экспортную продукцию, последовал запрет российской стороны, и Беларусь не отрицала своей вины в случившемся. То есть, как минимум часть решений Россельхознадзора фактологически обоснована. Возможным объяснением может быть то, что некоторые белорусские предприятия, работая на полную загрузку в ситуации российского эмбарго на западную пищевую продукцию, достигают всё больших объемов производства ценой ухудшения в качестве.

Возможно, белорусское руководство располагает данными, что все же некоторые решения Россельхознадзора обусловлены другими причинами, вроде нечестного лоббирования со стороны российских производителей в своих интересах. Тогда белорусской стороне следовало бы предъявить конкретные данные по конкретным случаям, а не критиковать огулом все действия российского ведомства – это просто неправильно и неконструктивно.

- Двухлетнее членство Беларуси в ЕАЭС ознаменовалось падением товарооборота примерно на 40% в прошлом году, в этом году - около 15%. Сейчас Лукашенко заговорил о «национальных интересах» при обсуждении Таможенного кодекса ЕАЭС. В чем конкретно Лукашенко видит «национальные интересы»?

- Речь идет о принятии обновленного Таможенного кодекса ЕАЭС, который бы привел национальные нормы таможенного регулирования к единому знаменателю, расширил полномочия органов ЕЭАС и сделал таможенные процедуры более эффективными, в том числе благодаря более широкому применению современных информационных технологий.

Каждая из стран ЕАЭС вносила свои предложения по документу, которых насобиралось несколько сотен. Острые моменты в процессе обсуждения нового Таможенного кодекса ЕАЭС касались скорее других стран ЕАЭС, чем Беларуси. Так, для Армении, у которой нет общей сухопутной границы с какой-либо из стран ЕАЭС, важным было обсуждение решения проблемы двойного налогообложения и уплаты косвенных налогов при торговле с другими странами ЕАЭС. Для России одним из спорных стал вопрос особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях. Казахстан вообще выступал с принципиально другим подходом к таможенному регулированию.

О каких-то серьезных проблемах именно для Беларуси в этом процессе неизвестно. Потому заявление Лукашенко можно считать сугубо символическим. Оно сделано с тем, чтобы показать своё радение за экономическое положение в стране. Вот ключевая пиар-фраза, ради которой делалась отсылка к переговорному процессу по Таможенному кодекс: «Я не исключаю, что где-то возможны компромиссы, но ухудшать ту социально-экономическую ситуацию, которая существует в Беларуси, нам ни в коем случае нельзя».

- Невоздержанная пикировка между главой Россельхознадзора и Александром Лукашенко свидетельствует об общем состоянии белорусско-российских отношений. 26 декабря в Санкт-Петербурге белорусский руководитель может встретиться с Путиным. Проблем много, а говорить не о чем?

- Россия не собирается поддерживать прежний уровень экономической поддержки Беларуси «за просто так». Кроме более тесной экономической интеграции, один из желательных вопросов для России –  это создание авиабазы на территории Беларуси, чему настойчиво упрямится Лукашенко. Похоже, российское руководство просто берёт измором. С одной стороны, и открытого давления в виде публичных заявлений российских чиновников по этой теме нет. С другой стороны, в  нефтегазовом споре Россия не спешит уступать, а также в последние месяцы увеличилась волна дезинформации относительно Беларуси в российских СМИ. Москва доводит, что в словосочетании «интеграционная скидка» равнозначны оба слова, без преобладания второго.

Оцените эту статью: 
Средняя: 4.2 (11 оценок)

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика