ЕАБР озвучил одну из главных проблем белорусской экономики

Опубликовано: 06/06/2016 - 13:07
Излишняя занятость в Беларуси

Евразийский банк развития назвал одну из причин, по которой экономика Беларуси не показывает роста. Дело в избыточной занятости: по мнению экспертов, каждый пятый работник в стране - лишний.

ЕАБР опубликовал заключение в связи с программой по предоставлению Беларуси кредита. Банк по-прежнему отмечает множественные дисбалансы белорусской экономики, к которым приводит, в том числе, слишком большое число работников. По мнению экспертов, порядка 20% работников в Беларуси - лишние, создающие избыточную занятость, которая оказывает негативное влияние на макроэкономическую ситуацию и приводит к дисбалансу между производительностью труда и уровнем реальных располагаемых доходов, пишет БелаПАН.

Среди косвенных издержек данного дисбаланса названа инфляция, давление на платежный баланс, международные резервы и обменный курс. В банке полагают, что при дальнейшем сохранении излишнего числа работников на госпредприятиях усугубится проблема перетока трудовых ресурсов в наиболее рентабельные секторы экономики, и в частный сектор в частности.

Отметим, что ЕАБР, как и другие международные институты, которые так или иначе оказывали или оказывают Беларуси финансовую помощь, неоднократно заявлял о необходимости срочного ограничения господдержки предприятий на тех условиях, на которых она осуществляется все эти годы. «Раздутые» штаты сотрудников, пустые цеха, за которые выплачиваются коммунальные платежи, забитые склады и отсутствие рентабельности у огромного числа белорусских предприятий, вызывает удивление и опасение у всех международных экспертов. Независимые белорусские аналитики также много лет твердят о том, что господдержка нерентабельных отраслей экономики вгоняет страну в финансовый коллапс и делает ее вечным должником по кредитам.

Кстати, Евразийский банк, который в течение прошлого года выдвигал Беларуси многочисленные условия для выделения кредита, требовал, в том числе, сократить господдержку в течение 2016 и 2017 годов. Речь о директивном кредитовании, сократив которое, государство сэкономит определенные средства, но может столкнуться с другой проблемой: массовым увольнением людей. В этой связи правительству Беларуси советуют разработать программу поддержки и социальной защиты безработных (а также других уязвимых слоев населения). Советуют властям также взяться за переобучение кадров и создание условий для свободного перетока трудовых ресурсов в другие сектора экономики, имеющие рентабельность. Отмечается, что уже к 1 сентября текущего года пакет документов, направленных на поддержку безработных, должен быть создан в Беларуси.

Пока же белорусские власти только начали обсуждать повышение пособия по безработице. Этим вопросом в стране особо никогда не занимались, и тем более сложно начать говорить об этом в условиях, когда каждый тунеядец оказался должен государству "ругленькую" сумму. Отношение к безработным в Беларуси осталось принебрежительно-безразличным по старой советской традиции.
 
Вопрос в том, пойдут ли сегодня власти Беларуси навстречу кредиторам, ведь кредит уже начал поступать в Беларусь, а прошлые годы являются доказательством того, что наша страна далеко не всегда выполняет все свои обязательства. Кому как не ЕАБР это не знать, ведь сотрудничество АКФ ЕврАзЭС с белорусской стороной в свое время было оборвано именно из-за невыполнения нашей страной взятых на себя обязательств. Теперь речь идет о поддержке на плаву крупнейших предприятий, сократив кредитование которых, государство неизбежно столкнется с ростом безработицы, а значит, и растущим социальным накалом.
 
Напомним, что российский кредит предполагает выделение Беларуси суммы в два миллиарда долларов. Порядка 500 млн Беларусь получила в последние дни марта: 30 марта Минфин сообщил о поступлении на свои счета первого транша российского кредита, который составил 500 млн. Примечательно, что столь солидная сумма никак не повлияла на размер ЗВР страны.

Если же говорить об условиях, которые кредитор выдвинул Беларуси при выделении кредита, то речь шла о:

  • сокращении объемов финансирования новых государственных программ;
  • уменьшении субсидий на поддержку ЖКХ через повышение уровня окупаемости затрат тарифами;
  • второе условие должно также способствовать сбалансированному исполнению государственного бюджета и высвобождению ресурсов  для развития предпринимательства;
  • либерализации цен и рынков;
  • разгосударствлении и коммерциализации предприятий.

Отметим, что на выполнение этих условий у Беларуси еще есть время, пока говорить о том, что хоть что-то из приведенного списка выполнено - рано. Очевидно, что Беларусь все чаще и чаще возвращается к потребности решения проблем, которые висят над ней уже не один год, и от решения которых власти стремительно открещивались, закрывая на них глаза или откупаясь от них свеженапечатанными деньгами. 

Оцените эту статью: 
Средняя: 4.7 (11 оценок)
Loading...
Яндекс.Метрика