Чалый: для России принципиально, чтобы у Беларуси не было альтернатив по поставкам нефти

Опубликовано: 26/10/2016 - 16:24
нефть, поставки нефти Беларуси,

Спустя пять лет Беларусь вновь получила нефть из Азербайджана. Эксперты говорят, что проект пока нежизнеспособен, прежде всего, из-за небольших объемов поставок. Кроме того, для России принципиально, чтобы в Беларуси чужой нефти не было.

Азербайджанская нефть вместо российской?

Танкер под латвийским флагом с азербайджанской нефтью, предназначенной для Мозырского НПЗ, на днях прибыл в Одесский морской порт. Всего «приплыли» 84,7 тыс. тонн нефти. После перекачки в емкости одной из одесских нефтебаз далее она направится в Мозырь по железной дороге.

В Одессу нефть для Беларуси прибыла не в первые. Правда, в последний раз, как сообщили в порту, это было 5 лет назад. Именно тогда белорусское руководство всерьез озаботилось диверсификацией поставок, и в Украине «приплыли» танкеры с венесуэльской и азербайджанской нефтью. Всего 1.455,1 тыс. тонн (из Азербайджана 156,3 тыс. тонн по схеме своп путем замещения венесуэльской нефти по контрактам между Белорусской нефтяной компанией, азербайджанской SOCAR и венесуэльской PDVSA).

В Беларуси нефть уже ожидают. По данным Мозырского НПЗ, она придет в ближайшее время. «Действительно, в порту Одессы выгружена партия азербайджанской нефти, предназначенная для переработки на Мозырском НПЗ. Его технологическая оснащенность позволяет перерабатывать различные сорта нефти», — сказали в концерне.

В НПЗ прямо связали поставки нефти из Азербайджана с недозагрузкой белорусских предприятий российской нефтью. «Беларусь прорабатывает различные варианты поставок нефти в связи с недозагрузкой белорусских НПЗ российским сырьем», — отметили на предприятии.

Кстати, украинская сторона довольно быстро среагировала на ситуацию и предложила Беларуси заметную скидку на перевозку нефти железной дорогой по территории страны: для этого грузопотока скидки составят 62-69% в зависимости от типа вагонов. Предложение действует до конца года. Ранее подобная скидка не предоставлялась.

Справка БДГ

Россия резко сократила поставки нефти в Беларусь в третьем квартале. Причиной стали разногласия по цене на газ. В целом снижение составило 2,3 млн. тонн нефти за квартал (с 5,8 млн тонн до 3,5 млн. В результате белорусские нефтеперерабатывающие предприятия снизили выпуск нефтепродуктов. Лукашенко 7 октября рассказал, что о поставках нефти переговоры идут с Ираном, потребовал закончить модернизацию Новополоцкого НПЗ и вернуться к проекту нефте провода из Балтики.

К 10 октября появилась информация о том, что нефтегазовый конфликт Беларуси и России завершен. Планируется, что Беларусь в четвертом квартале получит практически прежние объемы нефти для переработки.

Беларусь добилась снижения цены на российский газ: уже в 2016 году Беларусь сэкономит 400 млн долларов, а в 2017 году будет получать газ на четверть дешевле. Взамен Москва получит отмену повышенной платы за транзит российской нефти и соглашение о создании единого энергорынка двух стран. 

Объемы должны быть другими

«На сегодня в поставках нефти из Азербайджана смысла особого нет. Более менее жизнеспособным проект будет, если заработает нефтепровод Одессы-броды. Но для этого нужны другие объемы», — прокомментировал ситуацию БДГ экономист Сергей Чалый.

Он напомнил, что нефтепровод работал при поставках венесуэльской нефти. «А железная дорога — это дорого и медленно, погрузка эстакады долго происходит», — отметил эксперт.

Азербайджанская нефть появилась на горизонте, казалось бы, совсем не вовремя: Беларусь и Россия конфликт завершили, поставки будут возвращены на прежний уровень. Причина в том, пояснил эксперт, что Баку и Минск договорились о поставках еще в разгар белорусско-российского спора.

Чалый пояснил, что похожая ситуация и с иранской нефтью. «Смысл точно такой же. Их нефтедобыча приходится на один и тот же бассейн Каспийского моря. При небольшом объеме покупать смысла нет», — отметил Чалый.

«Кроме того, для России это принципиальный вопрос. Со времен венесуэльской нефти. Для России важно, чтобы здесь не было никаких важных альтернатив поставок», — подчеркнул экономист. Он образно описал реакцию России на то, что заработал нефтепровод: «Мы готовы поставлять всё, хоть залейся, по трубе. Только чтобы ничего другого больше не приходило».

«Вопрос с точки зрения экономики. Проигрыш получается в нефтяных пошлинах и транспортных расходах, но это небольшая величина. Может быть, это и рабочая схема. Но нужны другие объемы: хотя бы больше половины от 10 млн тонн в год», — предположил Чалый, добавив, что без серьезных объемов придется использовать железнодорожный транспорт, а это не так выгодно.

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 оценка)
Загрузка...
Яндекс.Метрика