Предупреждать, а не наказывать: власти обсуждают проект указа о совершенствовании контрольной деятельности

Опубликовано: 15/09/2009 - 12:32

На совместном заседании Президиума Совета Министров и коллегий Администрации Президента и Комитета государственного контроля обсуждался проект указа о совершенствовании контрольной деятельности, который предусматривает введение двухлетнего моратория на проверки новых предприятий. Как заявил премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский, сокращение проверок субъектов хозяйствования направлено на дебюрократизацию и развитие делового климата в Беларуси.

Проект указа учел многочисленные обращения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, от которых были жалобы по поводу проведения проверок их деятельности. "В этой связи вопрос о сокращении проверок является одним из важнейших в процессе дебюрократизации и создания делового климата в стране, - подчеркнул премьер-министр. - Есть ряд вопросов, которые мы считаем необходимым рассмотреть коллегиально с участием Администрации Президента и Комитета госконтроля".

Вице-премьер Андрей Кобяков заявил, что проверки в Беларуси будут проводиться не в карательных, а в предупредительных целях.

"Проект указа предусматривает запрет на проведение любых проверок новых предприятий в течение двух лет со дня их регистрации вне зависимости от отнесения к группам риска", - сказал А.Кобяков. "Однако, это не означает, что в этот период проверок вообще быть не может - по исчерпывающим основаниям, перечень которых приведен в проекте, может быть назначена проверка, но ограниченным перечнем лиц-руководителей надзорной деятельности", - уточнил вице-премьер.

Проект указа является одним из наиболее важных и ожидаемых документов в экономической политике государства, подчеркнул Андрей Кобяков. Он также напомнил, что указом от 19 декабря 2008 года № 689 в Беларуси приостановлено проведение контрольных и надзорных проверок до создания надлежащего порядка осуществления этой деятельности.

По словам Кобякова, в проекте документа заложен принцип выборочного, а не сплошного контроля за деятельностью компаний.

С целью дифференциации подходов к проведению плановых проверок проект указа предусматривает отнесение субъектов хозяйствования к трем группам риска в соответствии с исчерпывающими критериями. Субъекты хозяйствования, к примеру, относимые к высокой степени риска, будут проверяться не чаще одного раза в год, предприятия, отнесенные к средней группе риска, - не чаще одного раза в три года, и компании, отнесенные к низкой группе риска, будут проверяться не чаще одного раза в пять лет.

Отмечается, что процесс планирования проверок с применением критериев риска перестанет быть сугубо внутренней конфиденциальной процедурой надзорных органов, он станет открытым для субъектов хозяйствования.

Проект указа носит комплексный характер, впервые определяя закрытый перечень всех контролирующих и надзорных органов, сфер их контроля. Это принципиально новый подход к организации и осуществлению контрольной деятельности. В совокупности эти и другие новые подходы направлены на снижение контрольной нагрузки.

Вместо проведения рейдовых проверок, отмечает "Интерфакс", власти вводят внеплановые тематические проверки, которые могут проводиться по решению ограниченного числа органов госуправления - Комитета госконтроля, Нацбанка, Госинспекции охраны животного и растительного мира при президенте, МНС, Минприроды, Госстандарта, ГАИ и транспортной инспекции Минтранса "и только по определенным вопросам, которые перечислены в проекте".

Также внесены изменения в порядок проведения проверок в рамках ведомственного контроля. Они будут проводиться в плановом порядке и не чаще одного раза в два года независимо от того, к какой группе риска отнесен проверяемый субъект.
Помимо этого, предусмотрено освобождение предприятий от административной ответственности, если выявленные нарушения незначительны. Одновременно ужесточена ответственность субъектов хозяйствования за грубые нарушения. Деятельность таких нарушителей может быть прекращена в судебном порядке на основании исков регистрирующих органов по соответствующим представлениям органов контроля.

в проекте указа предусмотрены предельные сроки проведения проверок - при проверке ИП - не более 15 рабочих дней, при проверке юрлица - не более 30 рабочих дней.

Проект указа унифицирует не только процедуру проведения проверок, но и оформление их результатов. Предусматривается для всех контролеров составление акта, если нарушения выявлены, или справки, если нарушений не было обнаружено.

Срок возражений по акту проверки предлагается увеличить с 5 до 15 рабочих дней.

По словам вице-премьера, при разработке проекта указа использована мировая практика организации контрольной и надзорной деятельности.

 

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет
Загрузка...

Новости по теме

Яндекс.Метрика