Беспрецедентными налоговыми льготами воспользовалось всего 84 организации

Опубликовано: 20/08/2009 - 14:13

Беспрецедентными налоговыми и иными преференциями, которые частному бизнесу щедро предоставил президентский Декрет №1, воспользовались лишь 84 организации. Более чем скромная цифра, если учесть, что в начале 2008 года, когда декрет принимался, о нем говорили как о революции в битве за инвестора. Эксперты отмечают, что положительные начинания в очередной раз разбились о чиновничью безалаберность на местах. К тому же в кризис многие опасаются инвестировать в производство, не реагируя даже на самые заманчивые условия. Напомним, Декретом №1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» бизнесу в малых городах были предоставлены значительные льготы. Среди них – освобождение на 5 лет от уплаты налога на прибыль, сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей и ряда других налогов, освобождение от обязательной продажи валюты от сделок с нерезидентами и обязательной продажи товаров через биржу или спецэкспортера. Предприятия, открывшие производство в малых городах, получили также свободу в формировании индикативных цен при импорте и экспорте и определении размеров зарплат для своих сотрудников. Важным новшеством стало получение такими организациями таможенных и налоговых льгот при ввозе на территорию страны технологического оборудования для нового производства.

Но этими мерами, революционно заманчивыми даже по меркам страны с благоприятным инвестиционным климатом, дерзнули воспользоваться лишь 84 компании. В общей сложности они получили налоговые льготы в размере 5,477 млрд. рублей. В некоторых областях процесс, судя по обнародованным Минэкономики данным, почти не сдвинулся с мертвой точки. Например, в Гомельской области льготами воспользовались всего два предприятия. Больше всего желающих оказалось в Минской области – здесь положениями декрета воспользовались 36 юрлиц. Но и эта цифра выглядит более чем скромно. Совсем близко от столицы находятся городки, где можно развивать бизнес, ориентируясь на минский регион с его инфраструктурой и потребностями.

По мнению директора ООО «Брагинец и партнеры» Виталия Брагинца, положительные нормы декрета «разбились вдребезги о практику его применения, в результате которой из него было выхолощено все хорошее».

«8 месяцев я занимался проблемами одного клиента, который хотел воспользоваться преференциями по Декрету №1. Для ввоза технологического оборудования в льготном порядке сначала понадобилось получить заключение исполкома о том, что оборудование относится к технологическому. Это непросто. Отношение у чиновников такое, что они прямо дают понять: сделаем все, чтобы субъект хозяйствования не воспользовался преференциями и льготами. С облисполкомом разобрались, но потом Минская таможня отказала организации в выдаче свидетельства о применении преференций и льгот. Пришлось обратиться в Государственный таможенный комитет. Там признали действия таможни неправомерными. Но все время разбирательства оборудование находилось на временном хранении, за которое клиент должен был заплатить не менее 300 тыс. рублей в день»,- рассказал Брагинец.

Эксперт отмечает, что для упрощения применения декрета, в соответствие с ним необходимо привести иные нормативно-правовые акты, прежде всего, таможенное законодательство.

По мнению директора ООО «ЮрЗнак» Максима Знака, крайне малое количество предприятий, воспользовавшихся нормами декрета, может быть связано с низкой деловой активностью в условиях кризиса и общими опасениями инвесторов по поводу бизнес-климата в Беларуси. «Инвестиции в производство могут быть рискованными. Кроме того, возможно, иностранные инвесторы, которые могли бы открыть крупные производства, чего-то опасаются. Тут хорошей иллюстрацией может послужить тот факт, что многие новые льготы по Декрету №1 – это хорошо забытые старые льготы инвестиционного кодекса. Норма о недопущении ухудшения правового положения в течение 5 лет тоже уже была раньше»,- утверждает Знак.

К тому же, по словам собеседника, определенным тормозом при реализации Декрета может быть отсутствие в малых городах необходимой инфраструктуры и рынка труда. «К таким городам не относится всего 22 города, но именно туда стремятся инвесторы. В малых городах инфраструктуру еще только предстоит создавать – строить помещения, подводить коммуникации, сложно найти квалифицированную рабочую силу. А инвестиции в работников и в материальную базу производства могут оказаться гораздо значительнее всех полученных льгот»,- считает он.

Кроме того, Знак не исключает, что, чем связываться с громоздкостью процедуры, мелким производителям проще воспользоваться упрощенной системой налогообложения. К тому же декрет не привлекает предприятия, которые планируют осуществлять деятельность в различных направлениях. Ведь согласно декрету, организациям, которые, помимо производства, занимаются рядом других видов деятельности, льготы не предоставляются.

И все-таки эксперт выразил надежду, что в будущем нормами декрета воспользуется больше компаний. «Периодически у наших клиентов – потенциальных инвесторов возникают вопросы по поводу Декрета №1, и мы его активно пропагандируем. Очевидно, что количество предприятий, зарегистрированных в сельской местности, может быть намного больше. Но чтобы получить налоговые льготы, мало быть зарегистрированным – надо еще иметь налогооблагаемую базу (многие производственные предприятия первое время работают в убыток), а также получить сертификат на продукцию собственного производства в БелТПП»,- объясняет собеседник.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет
Загрузка...

Новости по теме

Яндекс.Метрика