Оптовиков зачистили

Опубликовано: 01/08/2009 - 08:00

Правительство Беларуси объявило беспрецедентную войну оптовикам и посредникам. Постановлением №991 от 28 июля в Беларуси всем юрлицам независимо от организационно-правовой формы запрещено приобретать товары на территории страны у любых структур, за исключением производителей и их официальных торговых представителей. Запрет распространяется не только на закупку товаров за счет бюджетных средств, но и на приобретения за счет собственных средств и заемного финансирования. Эксперты утверждают, что такая мера зачистит и без того слабо развитый в Беларуси сегмент оптовой торговли и принудительно переключит компании на покупку только отечественной продукции. В постановлении указано, что оно принято «в целях обеспечения эффективного расходования денежных средств и проведения на территории Республики Беларусь единой финансовой политики с учетом влияния факторов мирового финансового и экономического кризиса». Правда, весьма сомнительно, что прежде белорусские предприятия намеренно и себе в ущерб расходовали денежные средства неэффективно, покупая продукцию у дилеров.

По мнению председателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, в Беларуси сегмент негосударственной оптовой торговли и так был почти утерян. «Если на Западе торговый объект работает с 5-6 поставщиками, то у нас – с 200-300. Так что это решение затронет хотя и большой, но все же не настолько, пласт компаний. Но ведь такие предприятия выполняют важную роль. Если розничная торговля покупает у посредника товар с наценкой вместо того, чтобы купить у производителя без нее, значит ей это нужно. Ведь у нас почти нельзя добиться от крупного производителя, чтобы он поставлял товар небольшими партиями и в широком ассортименте. А возить его самому, скажем, из Бреста – невыгодно»,- считает Маргелов.

Директор универсама «Юбилейный-92» Владимир Нерозя подтверждает, что торговля работает с большим количеством поставщиков: «У нас 600 поставщиков и 20 тыс. наименований товаров. Мы работаем и с производителями, и с другими поставщиками».

Конечно, можно предположить, что частично логистику обеспечат уже действующие или вновь созданные официальные торговые представители компаний-производителей. Но и здесь все непросто: власти намерены сформировать перечни официальных торговых представителей, которые будут утверждаться республиканскими и местными органами госуправления по согласованию с вице-премьерами, курирующими соответствующие сферы экономики. Причем для включения в перечень нужно будет представить экономическое обоснование существования такой структуры.

Любопытно, что хотя механизм всевозможных согласований и обоснований предполагает определенную продолжительность, постановление вступает в силу уже со дня официального опубликования. Что будут делать ныне действующие компании, которые не успеют распродать запасы, сложно предположить. Непонятно также, что предлагается делать предприятиям, которые ежедневно покупают сырье, материалы и комплектующие в то время, пока списки одобренных государством поставщиков не будут созданы. Даже вопрос: у котого магазин должен покупать апельсины (у производителя в Марокко или у посредника, но не в Беларуси, а в России) - остается без ответа. В этой связи эксперты уже прогнозируют насыщение рынка посредством индивидуальных предпринимателей и расширение серых поставок.

По словам Маргелова, постановление ставит под вопрос существование не только частной оптовой сети, но и государственной – «что, например, будут делать различные структуры наподобие «Белбакалеи»?

По мнению собеседника, смысл постановления, которое фактически ставит целью тотальный контроль над торговыми операциями, кроется в закрытии рынка для нежелательного импорта. Поскольку документ не делает различий между белорусской и импортной продукцией, а составление списков торговых представителей будет курировать государство, очевидно, что значительная часть импорта может просто выпасть, не найдя достаточного обоснования. Правда, действие документа распространяется только на покупки внутри страны, однако едва ли предприятиям будет выгодно самостоятельно закупать оборудование или сырье за границей. Тем более что география закупок одной компании может быть очень широкой.

Кроме того, велика вероятность, что торговля определенной номенклатурой товаров будет сосредоточена в одних руках, что по опыту монополизации прочих рынков не делает цены ниже, а ассортимент шире. При этом финансовый выигрыш производителей должны будут обеспечить все остальные.

«Средний показатель рентабельности по продовольственной торговле – всего 1,2% и он падает. Сегодня принимается очень много различных решений. Если все их исполнять, то мы всех вытянем, а сами погибнем,- отмечает Нерозя. – Мы были бы не против, если бы были расчеты, где Минэкономики дало бы раскладку: если мы это выполним, то у нас будет пусть и минимальная, но прибыль. Но никто об этом не говорит, все только требуют. Я думаю, нужно, чтобы была озвучена фамилия человека, который дает такие указания и с которого потом можно спросить. А то ведь в конечном итоге спросят не с него, а с нас, руководителей торговых предприятий. Спросят, почему мы довели свои предприятия до такого состояния».

Весьма сомнительно и то, что белорусские производители в одночасье перестроятся и смогут самостоятельно вести работу с конечным потребителем, грамотно позиционируя свою продукцию. Еще один минус запрета, как отмечает Маргелов, состоит в том, что у ряда белорусских предприятий возникнут проблемы с техническим перевооружением, обновлением парка оборудования. Государство ведь не станет создавать дополнительную структуру, которая будет заниматься импортом единичных станков, которые нужны на том или ином производстве.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет
Загрузка...

Новости по теме

Яндекс.Метрика