70% предприятий МСБ относятся к высокой степени риска

Опубликовано: 07/07/2009 - 13:44

Каленого железа, которым Александр Лукашенко обещал вырезать численность структур, которые неизвестно зачем проверяют бизнес, хватило на полгода действия моратория на осуществление проверок бизнеса. За это время был разработан проект указа президента, который должен систематизировать деятельность контрольных органов. По мнению предпринимательского сообщества, если указ будет подписан в нынешнем виде, то органов, которые имеют право проверять бизнес, станет больше, а проверки предприятий малого и среднего бизнеса участятся. «Нужно уже ноги ломать тем, кто ходит туда (на проверяемые предприятия. – «БДГ») по десять раз неизвестно зачем. Если это не будет выполнено, не хотел говорить, но прямо скажу, повырезаю каленым железом численность этих структур,- заявил Александр Лукашенко в интервью руководителям государственных СМИ в конце минувшего года. Сразу после этого обещания он подписал указ «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Беларуси» – своеобразный мораторий на проведение проверок до особых указаний, то есть до выхода указа, регламентирующего единый порядок проведения проверок.

Однако проект разработанного документа, по мнению бизнес-сообщества, не выполняет цели, поставленные президентом полгода назад и, напротив, увеличивает численность проверяющих органов и их полномочия.

Как полагают в Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП), нормы проекта указа о совершенствовании контрольной деятельности позволяют относить к высокой степени риска 70% субъектов малого и среднего бизнеса, занимающихся розничной торговлей, строительством, услугами и т.п. «В результате предлагаемой в проекте указа системы количество проверок у субъектов малого и среднего предпринимательства по нашим оценкам не только не уменьшится, но значительно вырастет»,- говорится в письме главы РКП Владимира Карягина главе Администрации президента Владимиру Макею.

Увеличение проверок, как следует из текста письма, будет обеспечено за счет расширения перечня органов, наделенных правом контролировать бизнес, в том числе дублирующих функции других контрольных ведомств. Так, Федерация профсоюзов Беларуси будет осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, что в РКП считают фактическим дублированием функций контроля Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты. Общественные объединения потребителей будут контролировать соблюдение прав потребителей, дублируя функции Минторга. «Деятельность этих организаций по контролю ничем реально не регламентируется и кроме всего создает отдельным организациям преимущественное положение по сравнению с другими организациями»,- указывается в письме на имя Макея. Кроме того, отмечают представители РКП, только в Минске восемь местных обществ защиты прав потребителей, не считая республиканских и областных аналогичных организаций.

Правда, некоторые органы проект указа наделяет правом не проверок, а мониторинга. Однако, как полагают в РКП, в связи с нечеткой формулировкой термина «мониторинг» проверяемые вряд ли почувствуют разницу между проверкой и ничем не ограниченным «мониторингом» объектов различными контрольными органами.

Не удалось бизнес-сообществу отстоять и давно лоббируемое со стороны предпринимательских структур послабление, касающееся рейдовых проверок. В ноябре 2008 года РКП направила в Администрацию президента письмо, в котором для улучшения деловой среды предложила ввести двухлетний мораторий на проведение в стране налоговых проверок, а рейдовые налоговые проверки на стационарных объектах торговли и общественного питания запретить полностью. «В проекте указа эти проверки называются «внеплановые тематические оперативные проверки». Никакого их упорядочивания документом не предусмотрено. Круг разрешенных к проверке вопросов остался практически ничем не ограниченным. Одни субъекты можно проверять несколько раз в день, другие – не проверять годами. Проверяющие могут быть из инспекции другого района»,- констатируют эксперты РКП.

Битва за привязку системы штрафов и наказаний к ущербу, который действия бизнеса наносят государству, деловое сообщество также пока проигрывает. Если инициатива предпринимательских движений сводилась к тому, что штрафные санкции не должны носить фискальный характер и потому их размеры следует определять исходя из суммы ущерба, нанесенного государству противоправными действиями бизнеса, то проект указа сохранил систему в нынешнем виде. «В представленном документе полностью отсутствуют ограничения на применение наказаний за малозначительные нарушения. Это может привести к массовым закрытиям предприятий по формальным поводам. Например, за отсутствие одной акцизной марки на алкогольной или табачной продукции, наличие одной бутылки, на которой дата розлива не совпадает с сертификатом, не только магазин – нарушитель, но и все предприятие в целом согласно проекту Указа будет ликвидировано без права открытия на 3 года»,- отмечается в письме.

Кроме того, претензии предпринимательского сообщества связаны с тем, что проект указа «не предусматривает разумные сроки предоставления документов проверяющим», а также не диверсифицирует разрешенные сроки проверок (30 дней, что в РКП считают чрезмерным сроком) для различных предприятий.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет
Загрузка...

Новости по теме

Яндекс.Метрика