Приложение Бетера на Андроид

Флоту мы не скажем «До свиданья!»

Опубликовано: 30/06/2009 - 15:55

Затея создать в Беларуси собственный морской торговый флот, которую Беларусь пытается реализовать с 2005 года, не брошена. Как передает агентство БелТА со ссылкой на первого заместителя министра транспорта и коммуникаций Николая Верховца, Беларусь не отказалась от идеи создания собственного морского торгового флота. Он, как предполагается, будет перевозить ежегодно около 20 млн. тонн белорусских грузов, нуждающихся в морской перевалке. Как сообщается, Беларусь рассматривает несколько вариантов формирования морского флота. Первый из них предполагает сотрудничество с российской компанией «Совкомфлот», с которой уже проведены переговоры. Однако белорусскую сторону пока не устраивают те условия, которые предлагают российские коллеги. «Например, «Совкомфлот» требует, чтобы белорусские грузовладельцы пользовались только услугами их компании. Но мы не можем пойти на такие шаги, так как будем привязаны только к одному перевозчику, который будет диктовать свои правила работы»,- приводит БелТА слова замминистра.

Другой вариант заключается в формировании белорусского торгового флота с литовской стороной, в частности с руководством Клайпедского порта. Рассматривается также возможность участия в проекте компаний из стран дальнего зарубежья. В ноябре 2008 года Беларусь представила инвестиционный проект по созданию собственного морского флота на Белорусском инвестиционном форуме в Лондоне.

Попытки создать собственный морской флот Беларусь предпринимает в течение нескольких лет, но дата старта проекта постоянно переносится на более поздний срок. Так, в 2005 году Минтранс объявил, что в июле-августе 2006 года приобретет первые два судна – одно новое и одно подержанное – водоизмещением до 35 тыс. тонн. Стоимость проекта оценивалась в размере до 50 млн. долларов. Финансирование предполагалось вести за счет банковских кредитов, проценты по которым будут погашаться из республиканского бюджета. Всего же, согласно программе развития морских перевозок на 2006-2010 годы, была предусмотрена покупка 5 морских судов дедвейтом до 35 тыс. тонн и 5 судов прибрежного плавания дедвейтом до 4 тыс. тонн. Но уже спустя год реализация проекта была отложена.

Ближе всего Беларусь подошла к созданию собственного флота совместно с китайцами. В 2006 году КНР согласилась выделить Беларуси связанный кредит в размере 50 млн. долларов на покупку в этой стране корабля б/у или построение в Китае новых судов. Но Минтранс тревожило, что соорудить новое судно китайцы были готовы только к 2008 году.

В апреле 2008 года Минтранс объявил о готовящейся покупке Беларусью первого морского сухогрузного судна дедвейтом до 35 тыс. тонн. Его стоимость на вторичном рынке составляла около 25 млн. долларов.

Однако только наличия судов (хотя и с этим у Беларуси возникают проблемы) недостаточно для создания собственного флота. Морские перевозки – весьма рискованный и очень специфичный бизнес. В минувшем году начальник управления морского и речного транспорта министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Бронислав Говоровский заявил, что 80-90% компаний, работающих на рынке морских перевозок, зарегистрированы в оффшорных зонах и не платят никаких налогов. Компании, суда которых будут ходить под белорусским флагом, обязаны будут платить налоги, то есть будут находиться в заведомо менее привлекательных условиях.

Примечательно, что о создании флота Минтранс снова заговорил в кризис. Сокращение объемов мировой торговли уже привели к снижению транзитных потоков, отчего пострадали белорусские международные автомобильные перевозчики и Белорусская железная дорога. Морские державы столкнулись с резким падением перевозок по морю. Например, Финляндия ожидает падения грузооборота через свои порты на 20-30% в 2009 году. К тому же белорусские экспортеры, снизившие поставки продукции в среднем в два раза, не являются подспорьем для создания собственного флота. Так, крупнейший белорусский экспортер, поставляющий грузы морем, – Белорусская калийная компания – пока не заключила новых контрактов на поставку калийных удобрений в 2009 году с Китаем и Индией, а значит, гарантированного объема поставок белорусских грузов по морю в значительных объемах нет.

Тем не менее, Минтранс не сдается, продолжая поиск инвесторов для создания флота. Создание совместных с инвестором предприятий может решить не только вопрос финансирования покупки судов, но и минимизировать риски за счет предоставления партнером гарантий их долгосрочной загрузки. Правда, этот путь, вероятно, окажется эффективным лишь после окончания кризиса.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика