Все не как по маслу

Опубликовано: 27/05/2009 - 10:34

Украинские СМИ вторую неделю обсуждают, казалось бы, невероятную статистику. За первый квартал 2009 года поставки сливочного масла в страну увеличились более чем в 100 раз, причем 96% импорта составила продукция из Беларуси. Причина видимых успехов белорусских производителей проста: украинские молокопереработчики отказались от производства подешевевшего товара и стали закупать дешевое белорусское масло, расфасовывая его самостоятельно. Таким образом, «навар» в размере от 15-20% оседает в карманах местных предприятий, в то время как завалившие рынок белорусские молочники работают в убыток. Главной причиной снижения собственного производства масла в Украине стало падение рыночных цен на молочную продукцию. Если в октябре 2007 года тонна масла стоила 3,3 тыс. евро, а в апреле 2008 года – 2,7 тыс. евро, то в апреле 2009 года она упала до 2,2 тыс. евро (приблизительно по такой цене белорусские молокозаводы экспортируют масло в Украину). Аналогичную динамику продемонстрировали и цены на сухое молоко, являющееся побочным продуктом при производстве масла. С началом кризиса – в октябре 2008 года они упали в среднем с 3,7-4 до 2,7 тыс. долларов за тонну, а сейчас составляют всего 1,5 тыс. долларов. В такой ситуации рентабельность производства снижается, и украинские перерабатывающие заводы, в отличие от белорусских коллег, приняли решение снизить производство.

Казалось бы: несчастье помогло. Но мощи для самостоятельного прихода в розницу у белорусских производителей нет. По информации украинских экспертов, большая часть белорусского молочного экспорта в Украину приходится на весовое масло и покупают его не дилеры, а как раз украинские молокопереработчики. Они самостоятельно фасуют белорусское масло, и в местной упаковке с раскрученным брендом оно стоит дороже как минимум на 15-20%. Таким образом, сливки с белорусского масла снимают не наши, а украинские производители.

«В розничной торговле цены на мало в Украине выросли (в гривнах – «БДГ».). Местные трейдеры стали закупать белорусскую продукцию, чтобы продавать на своем рынке. Но закупали ее оптом, большими блоками и фасовали уже на месте, поэтому логично, что на упаковке указывалась организация, которая осуществляла фасовку. Ведь в данном случае украинский партнер закупает в Беларуси сырье, а продает готовый продукт»,- соглашается с тенденцией заведующий сектором по ценообразованию и мониторингу рынка Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Виктор Карпович.

На Беларусь приходится 1,8% всего мирового производства масла и 1,1% производства молока. Стоит ли говорить, что собственные потребности страны в разы ниже, а оставшуюся продукцию нужно куда-то экспортировать. Сейчас белорусские предприятия вынуждены продавать продукцию за рубеж по ценам ниже себестоимости. Поэтому при значительном увеличении поставок на внешние рынки (по маслу они выросли в 1,8 раза) рентабельность продаж остается отрицательной. По данным Национального статистического комитета, в первом квартале 2009 года рентабельность продаж в молочной отрасли составила минус 4,1%.

Более того, наращивая объемы в сложной экономической ситуации с целью сохранить производства, на выходе из нее молочная отрасль Беларуси может оказаться в еще более глубоком кризисе. Как только переработка молока вновь станет рентабельной, украинские переработчики возобновят собственное производство масла (если только из-за падения производства не произойдет резкого сокращения поголовья скота), а белорусским заводам придется искать новые рынки сбыта.

В такой ситуации отечественным молочникам остается один путь – пытаться не только производить продукцию, но и самостоятельно продвигать ее на внешних рынках, раскручивая собственные бренды. Однако где взять средства на маркетинговые расходы в условиях, когда отрасль работает в убыток, сложно сказать.

Не исключено, что выходом для отечественных предприятий могло бы стать создание совместных производств с теми же украинскими производителями. Насколько известно, белорусские молочники уже ведут переговоры о том, чтобы наладить выпуск мощных украинских брендов на наших предприятиях с целью последующего экспорта в Украину, и об открытии собственных производств в этой стране.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет
Загрузка...

Новости по теме

Яндекс.Метрика