Приложение Бетера на Андроид

Встать с колен и не ползать! С выходом на рынок РФ опять не получилось

Опубликовано: 08/04/2009 - 11:01

«Нужно прекратить нашим чиновникам ползать по российским кабинетам и на коленях перед ними стоять. Не хотят нас пускать на свои рынки, мы будем искать другие векторы экспорта»,- очередной выпад Александра Лукашенко в сторону России прозвучал в ходе вчерашней поездки президента по Гомельской области. Лукашенко обвинил Россию в «не совсем порядочном отношении» и заявил, что не боится «об этом публично объявить». Очередной «развод» с Россией, традиционно случающийся после того, как она отказывается давать нам «в супружеский долг», на этот раз был, судя по всему, вызван двумя обстоятельствами. Во-первых, наших производителей не уравняли в правах с российскими на рынке РФ. Во-вторых, вопрос о предоставлении очередного кредита в размере 100 млрд. рос. рублей, по одним данным, пока не решен, по другим – уже решен, но не в пользу белорусского правительства.

Первый вопрос президенты Александр Лукашенко и Дмитрий Медведев обсуждали 19 марта в резиденции главы российского государства в Завидово. Равный доступ предприятий двух стран к госзакупкам, а также к схемам кредитования и государственной поддержки Беларусь назвала важным условием совместных действий по поддержанию экономик двух стран в условиях кризиса. Из всех белорусских экспортеров, которые ориентируются преимущественно на российский рынок, правительство выбрало четыре предприятия, которые должны были получить доступ к российскому рынку на правах местных производителей. В список вошли МАЗ, «Гомсельмаш», МТЗ и «Бобруйскагромаш».

Крупнейшие представители белорусского автомобиле- и сельхозмашиностроения оказались наиболее уязвимы к кризису, когда правительство РФ разработало комплекс мер по поддержке этих отраслей промышленности. Как уже сообщала «БДГ», в число антикризисных мер, которые наиболее болезненно ударили по белорусским производителям, вошли субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на приобретение сельхозтехники исключительно российского производства, дополнительная капитализация «Россельхозбанка» (45 млрд. рос. рублей) и «Росагролизинга» (25 млрд. рос. рублей) для расширения кредитования покупки российской техники и расширение госзаказа на покупку российских автомобилей.

Впрочем, в России А.Лукашенко ясно дали понять: национальный режим доступа на российский рынок может быть распространен и на белорусские предприятия. Но только в том случае, если это будет взаимно. Главным требованием РФ стал допуск российских производителей к системе госзакупок Беларуси.

К концу марта процесс усовершенствования законодательства в этом направлении действительно пошел. Например, Минстройархитектуры распространило на российские компании 15%-ную понижающую поправку к цене на стройматериалы, которая ранее действовала на тендерах только в отношении белорусских поставщиков. А 6 апреля премьер-министр Сергей Сидорский отчитался перед главой государства, что в Беларуси приняты меры по равному доступу к мерам господдержки белорусских и российских предприятий. Вместе с тем, сообщил он, российская сторона до настоящего времени не приняла решения, обеспечивающие равные условия доступа к мерам господдержки. В частности, не внесены изменения в документ, которым были введены преференциальные поправки для товаров российского происхождения.

Правда, россияне сомневаются в том, что Беларусь действительно открыла двери для российского импорта. В частности, в Беларуси до сих пор запрещено авансирование импорта и невозможно применять финансовый лизинг в отношении закупок продукции небелорусского производства. Нацбанк, правда, разрешил белорусским экспортерам проводить авансовые платежи по импорту сырья и материалов (они закупаются, главным образом, в России), но только за счет собственной валютной выручки. Что же касается импорта за кредитные ресурсы, то на авансирование импорта Нацбанк разрешил направлять только те кредиты, которые были получены от нерезидентов на срок более 180 дней.

30 марта Нацбанк пошел было на уступки по вопросам авансирования импорта и своим письмом разъяснил, что эта норма не распространяется на те субъекты хозяйствования, которые покупают импортный товар в рамках процедуры госзакупок. Но уже 2 апреля письмо было аннулировано, а запрет восстановлен.

Другой вопрос, по которому Беларусь никак не найдет общий язык с Россией,– кредитный. 100 млрд. рос. рублей, по которым Беларусь ведет разговоры еще с прошлого года, первоначально предполагались как средства для стабилизации экономики Беларуси, которая испытает неудобства при переходе на взаиморасчеты в российских рублях. Затем России был предложен валютный своп на ту же сумму, но и от него РФ отказалась. Из-за огромного дефицита внешней торговли с РФ (только в январе-феврале отрицательное сальдо составило более 1 млрд. долларов) такая схема фактически представляла бы собой кредитование поставок российских энергоресурсов, сырья и комплектующих в Беларусь.

Тем не менее, Минск не оставляет надежд выпросить компенсацию за усиление российской валюты. Отвечая на вопрос об отказе Москвы выделить Беларуси кредит в 100 млрд. рос. рублей, А.Лукашенко 7 апреля отметил, что это свидетельствует, что действия России не соответствуют продекларированным устремлениям. «Как можно выступать с намерениями, чтобы валюта стала региональной, а в перспективе, может быть, и вышла на уровень мировой (как американский доллар или японская йена), и в то же время не идти практически по этому пути?» - сказал он и заметил, что «Беларусь не исходит в своих предложениях по кредитам из того, что мы якобы хотим перехватить еще сотню миллиардов рублей».

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика