За что закрыли магазины?

Опубликовано: 15/01/2015 - 09:30
табличка

В конце минувшего года Министерство торговли Беларуси неожиданно развило бурную деятельность, закрывая магазины – как обычные, так и расположенные в интернете. После новогодних праздников волна закрытий продолжилась. В большинстве случаев обоснование закрытия – нарушение не закона, а собственных инструкций Минторга либо постановления правительства.

Роковым для белорусской торговли стало постановление Совета министров от 19 декабря 2014 года № 1207 «О некоторых вопросах потребительского рынка». Документ был принят в самый разгар валютной паники. Его задачей в тот момент было – не допустить переноса паники в торговлю (в тот момент белорусы уже расхватывали в магазинах телевизоры и холодильники), а также предотвратить возможный инфляционный скачок, искусственно сдержав рост цен. Собственно, ключевым моментом постановления как раз и стал прямой запрет на рост потребительских цен относительно уровня, имевшего место на 18 декабря.

Впрочем, авторы документа не скрывали, что рассчитывают одним выстрелом убить сразу нескольких зайцев. Особые оговорки относительно строгого соблюдения ассортиментного перечня были призваны помочь разгрузить склады белорусским производителям потребительских товаров. Что, в общем-то, вполне получилось. Не зря все тем же правительственным постановлением холдингам «Атлант» и «Горизонт» предписывалось обеспечить рост поставок своей продукции в розничную торговую сеть. В постановлении прямо сказано, что одна из его задач применительно к «Атланту» и «Горизонту» – снизить уровень складских запасов и внешней дебиторской задолженности.

Так или иначе, Министерство торговли получило в свои руки мощный инструмент воздействия на магазины-нарушители. И началось… 

Обычные магазины

Такого массового закрытия магазинов, какое мы наблюдаем с середины декабря, история торговли в Беларуси еще не знала. Почти одновременно с введением 30%-ного налога Нацбанком Минторг закрыл целый ряд магазинов, причем самой различной специализации. «Под раздачу» попали торговцы бытовой техникой и электроникой, обувью и керамической плиткой, продуктовые супермаркеты. Причем Минторг ничуть не смущаясь закрывал лидеров белорусской торговли – магазины «Электросила», «5 элемент», «Гиппо», «Мегатоп», «Кравт», «Евроопт». Всем им давалось определенное время «на устранение выявленных недостатков».

Практически во всех случаях закрытие магазинов мотивировалось одной из двух причин: либо это недостаток отечественных товаров в ассортименте, либо неоправданное повышение цен на товары. В телевизионных новостях показывали торгующий электроникой магазин, в котором обнаружилось всего два или три телевизора «Горизонт»; обувной магазин, в котором – вообще не было обуви белорусского производства. Надо заметить, информационное обеспечение кампании по закрытию магазинов было на высоте – множество телесюжетов, подробная информация на сайте министерства, регулярные разъяснения и комментарии замминистра Ирины Наркевич.

Волна закрытий магазинов продолжилась, начиная с 9 января. Теперь чаще закрывали за превышение розничных цен («Хоздвор», «Кенгуру»). А за реализацию просроченных товаров или предоставление неполной или недостоверной информации о товаре только 10 января Минторгом было закрыто 10 магазинов в Витебске, Гомеле, Могилеве и Минском районе. С 11 января была приостановлена работа сразу восьми магазинов сети «ОМА», расположенных в Минске, Витебске, Гомеле, Гродно, Лиде, Жлобине и Могилеве. И об этом белорусы узнали из теленовостей – кампания против недобросовестных торговцев велась со впечатляющей демонстративностью.

Но почему тотальное наступление на торговлю началось одновременно с валютной паникой? По информации источника БДГ в аппарате Совета министров, на самом деле это простое совпадение.

«Еще год назад Министерство торговли вообще предполагалось ликвидировать, а его функции – передать Минэкономики. Но потом передумали, и решили его не только сохранить, но и, наоборот, усилить, – рассказал чиновник. – Раньше у Минторга не хватало реальных рычагов воздействия, так оно занималось только тем, что инструкции писало да отчеты составляло. Но несколько месяцев назад была создана Торговая инспекция, которая получила доступ к «горячей линии» Минторга, куда поступают жалобы от бдительных граждан. В самом министерстве Торговую инспекцию в шутку называют «наша спецслужба». И то, что мы видим сейчас, – это такая проба сил новой структуры». 

Интернет-магазины

Для них Армагеддон начался 20 декабря – и опять мы стали свидетелями совпадений. Сперва был закрыт второй по популярности в Беларуси портал – и одновременно крупнейшая торговая интернет-площадка – Onliner.by. Как сообщил Оперативно-аналитический центр при президенте Беларуси – за нарушение законодательства о торговле. Сразу вслед за «Онлайнером» уже с подачи Минторга была приостановлена работа интернет-магазинов 4886.shop.onliner.by, 331.shop.onliner.by, 1184.shop.onliner.by, belpro.by, 585.shop.onliner.by, www.telemagazin.by, www.tv-market.by, gepard.by, www.antamedia.by, domovoy.shop.by, medialab.by, force.shop.by, newgsm.by. Каждому из них давались стандартные четыре дня для устранения выявленных нарушений. Еще три крупных ресурса получили предупреждения.

Это было только начало. С 22 по 24 декабря Министерство торговли приостановило работу еще 11 интернет-магазинов. Официально – из-за нарушений законодательства о торговле и защите прав потребителей. Оказались закрыты интернет-магазины sfera.by, mobilgsm.by, radiomarket.by, energo.shop.by, redmond.by, artway.by, stroygip.by, limpopo.by, pentagon.by, connector.by, aqua-decor.by.

Здесь уже список причин закрытия был другим. Например, «размещение на этих сайтах рекламы, содержащей недостоверные сведения о цене товаров», «нарушения Закона о рекламе», «несоблюдение требований о размещении на сайте полной информации о продавце, изготовителе и импортере, реквизитов о государственной регистрации индивидуального предпринимателя» и т. д. Однако самой распространенной претензией оказалось указание цены товара не только в белорусских рублях, но и в долларах США.

«Министерство торговли как регулятор радо было, что интернет-торговля в стране активно развивается. Но в последнее время почему-то наши интернет-магазины вдруг посчитали, что введенный мораторий на повышение цен и вообще законодательство нашей страны их не касается. Конечно, этого не должно быть, поэтому сегодня мы закрыли 13 интернет-магазинов, – заявила 20 декабря в комментарии для БелТА заместитель министра торговли Ирина Наркевич. – Работать сегодня сложно всем (стационарной рознице, импортерам и прочим). Однако все работают над тем, чтобы выровнять цены и не допустить этого галопирующего скачка, не допустить обмана граждан, которые будут покупать товар по баснословным ценам».

После праздников эпопея продолжилась. 9 января Минторг приостановил работу двух онлайн-магазинов из-за нарушения законодательства о торговле и защите прав потребителей, сообщила пресс-служба министерства. По данным ведомства, нарушения были найдены на одном из сайтов по продаже спортивной обуви, а также на странице магазина по продаже техники для автомобилистов.

Впрочем, как рассказал БДГ Сергей Соломин, менеджер фирмы, владеющей сразу тремя закрытыми интернет-магазинами, ничего фатального для бизнеса не произошло. «90% всех претензий – указание цен на товары в долларах. Исправляется это элементарно – простейшей правкой на сайте. Просто отключается одна из опций, – разъясняет он. – А так... Мы же не «реальный» магазин. У нас нет торгового зала, за который платится аренда, торгового оборудования и всего прочего. Потому и убытки – минимальны».

А что же «Онлайнер», которому отключили домен в один день с кучей интернет-магазинов? И здесь – совпадение. В белорусском IT-сообществе хорошо знают, что руководство «Онлайнера» больше года по разным вопросам препиралось с Министерством торговли, не исполняя разного рода предписания, рекомендации и даже прямые требования. Итог закономерен. Кстати, всего за пять дней до закрытия Onliner.by компанию покинул директор Александр Стельмах, проработавший там почти 10 лет.

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 оценка)
Загрузка...
Loading...
Яндекс.Метрика