Приложение Бетера на Андроид

Бюджет благих пожеланий

Опубликовано: 14/12/2014 - 12:03

Бюджет Беларуси на 2015 год в целом отличается от предыдущих в лучшую сторону – в него заложены вменяемые параметры экономического роста, предусмотрен профицит и выражено желание поскорее расплатиться с долгами. Смущает, правда, рост налогов, акцизов и пошлин, а также то, что бюджет рассчитан из предполагаемой цены на нефть $83 и курс российского рубля 43 руб./$. Да и прогноз по инфляции выглядит чересчур оптимистичным.

Белорусская власть открыла для себя очередной «бюджетный сезон»: Палата представителей приняла в первом чтении проект закона о бюджете на 2015 год – заодно с проектом изменений в Налоговый кодекс. Теперь бюджету до Нового года предстоят второе чтение в нижней палате, рассмотрение в верхней палате парламента и подписание президентом.

Прежде чем начинать копаться в изобилии бюджетных цифр и формулировок, нужно учесть несколько исходных моментов. Первый: это бюджет года президентских выборов. Как показала практика 2001, 2006 и 2010 годов, в такой год власть из кожи вон лезет, чтобы только избиратели на себе почувствовали рост благосостояния. Даже если за этот рост через несколько месяцев придется платить колоссальным обвалом, как это было после прошлых выборов. Второй момент: бюджет верстался на фоне быстрого падения цен на нефть и российского рубля, что автоматически означает падение доходов белорусских предприятий-экспортеров. И третье – торговая война с Россией, которая пока неизвестно, когда и как закончится.

Если эти факторы не принимать во внимание, то ключевые цифры главного финансового закона выглядят вполне себе красиво. Так, бюджетные доходы в 2015-м должны поступить в объеме 156,7 трлн рублей, а расходы составят 141 трлн рублей. Соответственно, предусмотрен профицит в сумме 15,7 трлн рублей. По словам министра финансов, в следующем году приоритетами бюджета будут выплаты по госдолгу, сохранение достигнутого уровня финансирования здравоохранения и образования, дополнительная поддержка семей с детьми и поддержка экспортеров.

Правда, смущают методы, выбранные правительством для достижения красивых цифр. Дело в том, что в Беларуси бюджет пополняется по большей части за счет налогов – из запланированных 156,7 трлн рублей налоговые доходы обеспечат 128,1 трлн, неналоговые – только 19,3 трлн. Ну а налоговые доходы делятся так: 30% обеспечивает НДС, 15,5% – подоходный налог, 15,4% – налог на доходы от внешнеэкономической деятельности, 8,4% – налог на прибыль и 8,3% – акцизы.

И вот правительство решило действовать по простой и хорошо знакомой методике: чтобы корова меньше ела и больше давала молока, ее нужно меньше кормить и больше доить. В случае с белорусской экономикой применительно к 2015 году это означает:

– увеличение ставки налога на прибыль для банков и страховых организаций с 18 до 25%;

– рост ставки подоходного налога с 12 до 13%;

– дополнительное изъятие в бюджет сверх минимальной обязательной части дивидендов на госдолю в предприятиях с рентабельностью выше 30% части прибыли в размере 30% (для «Беларуськалия» – 55%);

– увеличение ставки пошлины на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на 1 базовую величину – для легковых автомобилей физлиц, и на 2 базовые – по остальным видам транспорта;

– увеличение ставки акцизов на крепкий алкоголь на 6%, на крепленое плодовое вино – на 36,2%, на сигареты – на 15-30% (акцизы на пиво расти не будут).

Единственное, что снизится – это ставки акцизов на автомобильное топливо: в среднем на 20% к уровню 2014 года. Так правительство компенсирует проведенный Россией «налоговый маневр», снижающий доходы белорусских НПЗ.

В отличие от прошлых лет, на этот раз бюджет не ставит откровенно невыполнимые задачи экономического роста (вроде памятной задачи роста ВВП на 8,5%, прописанной на 2013 год). Теперь доходы бюджета рассчитаны исходя из плана увеличения ВВП всего на 0,5%, снижения экспорта на 3,6%, цены барреля нефти марки Urals $83 и среднегодового курса доллара в размере 11400 белорусских рублей.

При этом заложенный в бюджет размер инфляции – 12% за год. Вопрос – насколько адекватна эта цифра? Напомним, что в конце 2013 года президент утвердил официальный прогноз, согласно которому инфляция в 2014 году должна была составить 11,1%. Однако, как сообщил недавно Белстат, индекс потребительских цен на товары и услуги в ноябре 2014-го по сравнению с декабрем 2013-го вырос на 15,5%, а по сравнению с ноябрем 2013 года – на 18,3%. Более того, Всемирный банк в своем макроэкономическом обзоре прогнозирует в 2015 году инфляцию в Беларуси в размере 20,8%.«Ожидается сохранение значительного инфляционного давления, что связано с ослаблением курса белорусского рубля и объявленным повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги», – говорится в обзоре Всемирного банка. Информагентство БелаПАН цитирует мнение экспертов банка, согласно которому «сохранение инфляции и рост затрат на рабочую силу в единице продукции связаны с тем, что темпы роста заработной платы постоянно опережают низкие темпы роста производительности труда, что будет и далее снижать конкурентоспособность белорусской продукции на внешних рынках»

Модерация расходов

В пояснительной записке правительства к проекту бюджета прямо сказано: «Необходимость погашения внешних государственных обязательств за счет использования доходов республиканского бюджета с формированием его профицита сужает ресурсную базу бюджета». То есть один из приоритетов бюджета-2015 – расчет по внешнему долгу. В следующем году придется выплатить по основному долгу – $3 млрд, а еще $1 млрд уйдет на обслуживание долга. По словам министра финансов Владимира Амарина, на выплату долга будут направлены средства от экспортных пошлин на нефтепродукты (около $1,9 млрд) и таможенных пошлин от экспорта нефти ($334,6 млн). Также планируется привлечь несвязанные внешние кредиты в сумме $1 млрд – по словам замминистра финансов Максима Ермоловича, это может быть сделано через выпуск еврооблигаций.

Что же касается прочих статей расходов, то приоритеты пока остаются прежними. На здравоохранение потратят на 16,6% больше, чем в 2014-м году, на образование – на 16,8%. Зарплаты бюджетников, пенсии и стипендии вырастут на 17-20% к оценке нынешнего года. Также в проект бюджета заложены средства на дополнительную господдержку семей с детьми – на «семейный капитал» будет направлено 1,8 трлн рублей.

Немного необычная ситуация с расходами на оборону. Формально они вырастут – на 7,2%. Но этот рост не компенсирует даже уровень инфляции, что означает фактическое снижение военных расходов. Из каких средств при таком раскладе будет финансироваться масштабное перевооружение белорусской армии, о котором в уходящем году столько говорил Лукашенко, – совсем непонятно.

Реальному сектору в 2015 году достанется 5 трлн рублей, причем они пойдут на возмещение процентов по кредитам. В поддержку АПК – эту вечную «черную дыру» белорусской экономики – будет вброшено 16,4 трлн рублей. А вот про модернизацию промышленности авторы проекта бюджета, видимо, решили уже и не вспоминать. И потому сократили государственную инвестпрограмму на 32% к 2014 году, до 4 трлн рублей. Соответственно, в бюджете уменьшены и расходы на покупку оборудования (кроме медицинского и военного назначения), капитальное строительство, ремонты, строительство инженерно-транспортной инфраструктуры. Как отдельные направления выделены только дорожное хозяйство и мелиоративная система – инвестиции в них вырастут. 

Мнения экспертов 

Станислав Богданкевич, экс-глава Нацбанка РБ:

- В части социальной направленности бюджета есть здоровое звено, но в последние годы бюджеты ничем не отличаются один от одного. Это бюджеты, в первую очередь, направленные на поддержку силовых структур. Поэтому бюджет на следующий год стандартный, стабильный, содержащий рост ресурсов, направленных на поддержку милиции и других силовиков. Проект бюджета на 2015 год нельзя назвать бюджетом развития, так как в нем тогда должны были бы быть заложены снижение налогообложения, удешевление кредитов и так далее. Но этого ничего нет. Бюджет на 2015 год – это, скорее всего, проект поддержания статус-кво.

Для Беларуси в последние годы характерна сбалансированность бюджета, но это не главное. Если бюджет сбалансирован, то для чего тогда мы берем внешние займы? Они должны предоставляться под недостаток ресурсов для покрытия расходов. А у нас вроде все сбалансированно, но долги внешние растут из года в год.

Что касается снижения цены на нефть. Для страны, по идее, падение цены на энергоносители должно быть благом, так как сокращаются издержки для реального сектора экономики. Да, терпят убытки предприятия нефтепереработки, но реальный сектор и население должны в таких условиях жить, по крайней мере, не хуже, чем раньше. К сожалению, этого не происходит. В реальных белорусских условиях, ввиду отсутствия экономического суверенитета, излишней финансово-экономической зависимости от России, падение цен на нефть и рецессия в РФ негативно скажутся на ситуации в нашей стране. 

Анатолий Лебедько, глава Объединенной гражданской партии:

– В 2014 году бюджет – это $31 миллиард. Деньги, которые чиновники потратили с выгодой для себя, но не эффективно для государства. На следующий год нам предлагается все тот же коррупционный непрозрачный бюджет.

Нам нужен бюджет развития. Бюджет, который сможет контролировать налогоплательщик. А это значит, нужны честные свободные выборы. Если депутаты назначаются, мы всегда будем иметь непрозрачный бюджет – бюджет латания старых дыр.

Сегодня выигрывает тот, кто инвестирует не только в образование, а тот, кто инвестирует в мотивацию образованных оставаться в Беларуси, а не покидать ее. Инвестирует в конкуренцию, инвестирует в передовые технологии, а не в кувалду, которая сделана в 60-е годы.

И нужна приватизация, которая создает новые рабочие места, которая пополняет пенсионный фонд. Нужна точечная адресная поддержка нуждающихся. Прозрачно, через известные критерии, с возможностью контролировать, куда расходуются эти деньги. Это позволит экономить до $3 млрд каждый год. Плюс надо существенно сокращать неэффективные большие государственные программы. Это также позволит экономить $3-4 млрд каждый год.

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (2 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика