Приложение Бетера на Андроид

Емкость рынка легковых автомобилей Беларуси - $1 млрд в год

Опубликовано: 31/05/2013 - 12:56

В Беларусь за первые три месяца 2013 года граждане страны ввезли из-за рубежа 21 749 легковых автомобилей общей стоимостью $221,8 млн. За это же время из Беларуси было продано за рубеж 10819 легковых авто на сумму $141,3 млн. Еще около сотни авто было собрано в самой Беларуси. Таким образом, легковой автопарк Беларуси пополнился 11 000 автомобилей. Это 116 легковых авто на 100 тыс. жителей.

Средняя цена импортированного автомобиля – $10,20 тыс., а проданного – $13,06 тыс.

За весь прошлый, 2012-й, год в страну было ввезено 83685 легковых машин на общую сумму $928,5 млн, а вывезено – 59136 авто на $751,3 млн. Средняя цена ввезенного автомобиля составила $11,10 тыс., а вывезенного – $12,70 тыс. Кроме того, в самой Беларуси было произведено аж  270 автомобилей. Таким образом, рынок страны пополнился 24819 автомобилями, без учета количества списанных. На 100 тыс. жителей это 262 машины.

Но рекорд по импорту легковых автомобилей в Беларусь был поставлен в 2011 году, во время ажиотажа перед выравниванием белорусских ввозных пошлин с пошлинами, действующими в России. За год было ввезено 284,0 тыс легковых авто на сумму $2,6 млрд. А вывезено тоже было рекордное количество – 112,7 тысяч. 230 автомобилей было произведено в 2011 году.

Резкое увеличение объемов экспорта автомобилей из Беларуси в 2011 году связано со стремлением граждан Беларуси и России ввезти на территорию Таможенного союза через Беларусь бывшие в эксплуатации автомобили из третьих стран, что с учетом существенно более низких ставок ввозной таможенной пошлины на данные товары, действовавших в Беларуси до 1 июля 2011 года, делало такой ввоз экономически выгодным.

После указанной даты ставки ввозной таможенной пошлины на автомобили на территории государств – членов Таможенного союза были унифицированы, в результате чего вывоз автомобилей из Беларуси в Россию пошел на спад. В настоящее время в основном продолжается реализация в Россию подержанных автомобилей, ввезенных в Беларусь до унификации ставок таможенных пошлин.

Стоимостной объем внутреннего потребительского рынка легковых автомобилей можно оценить в $0,9-1 млрд в год, $100 на жителя страны.

Табл.1 Рынок легковых автомобилей в Беларуси, 2001-2013 гг

в тыс. штук

2011

2012

Iкв.2013

производство

0,23

0,27

0,1

импорт

280,0

83,7

21,7

экспорт

112,7

59,1

10,8

внутренний рынок

167,5

24,8

11,0

на 100 тыс насел., штук

1769

262

116

 

Украина в первом квартале текущего года произвела 6,5 тысяч легковых автомобилей на собственных заводах, плюс импорт в эту страну за первые три месяца составил 46,76 тысяч авто на сумму $737,2 млн. Средняя цена импортированной машины - $15,77 тыс. что в полтора раза выше этого показателя по Беларуси, что говорит о большем количестве закупаемых за границей дорогих или новых автомобилей.

Вывезено из Украины за январь-март 1768 легковых авто (в 6 раз меньше чем из Беларуси) на общую стоимость $12,6 млн. Средняя цена – $7,11 тыс (на 84% более дешевые, чем из Беларуси).  В стране, таким образом, за 3 месяца прибавилось 51,5 тысяч легковых автомобилей, это 113 машин на 100 тыс. жителей, что близко к белорусскому показателю.

В 2012 году на украинских заводах было произведено 69,6 тысяч легковых автомобилей и, кроме того, было ввезено из-за рубежа еще 205 тысяч машин на сумму $3247 млн (средняя цена –$15,84 тыс).

Экспортировано за прошлый год из Украины 27171 авто общей стоимостью $214 млн по средней цене $7,88 тыс. Как видим, в Украине, в отличие от Беларуси, бизнес по реэкспорту легковых авто не развит.

За счет собственного производства и экспортно-импортного сальдо в Украине стало больше легковых автомобилей на 247,4 тыс штук, это 544 машины на 100 тыс жителей страны, что более чем в 2 раза больше, чем этот же показатель в Беларуси. Однако здесь надо учесть, что белорусы неплохо затарились иномарками в 2011 году, передвведением повышенной ввозной пошлины.

В 2011 году, что интересно, сальдо между производством и ввозом авто с одной стороны, и вывозом машин с другой, такое же, как и в 2012-м. Импорт 2011-го – 189,9 тыс шт на $2979,5 млн (ср. цена – $15,69 тыс). Экспорт 2011-го – 39,9 тыс шт на сумму $283,3 млн (средняя цена автомобиля – $7,10 тыс. Выпущено внутри Украины – 97,4 тыс штук.

В целом, емкость украинского рынка легковых автомобилей в денежном выражении – не более $4,5 млрд в год, то есть, $100 на душу населения, как и в Беларуси.

Табл.2  Рынок легковых автомобилей в Украине, 2001-2013 гг

в тыс. штук

2011

2012

Iкв.2013

производство

97,4

69,6

6,5

импорт

189,9

205,0

46,8

экспорт

39,9

27,2

1,8

внутренний рынок

247,4

247,4

51,5

на 100 тыс насел., штук

543

544

113

 

В России в настоящее время функционирует 16 крупных автосборочных предприятий, производственные мощности которых совместно составляют более 2,73 млн автомобилей в год, из них АвтоВАЗ – 900 тыс. В них происходит или полный цикл производства (отечественные марки) или промышленная сборка с различной степенью локализации производства или т.н. «отверточная сборка» машин из импортированных комплектов.

Общее количество выпускаемых автомобилей в России – около 2 млн штук в год, но производство автомобилей иностранных марок развивается более интенсивно, чем производство автомобилей под национальными брендами. Кроме того, в связи с ростом благосостояния населения увеличивается спрос на более дорогие автомобили, которыми являются автомобили иностранных марок.

В 2012 году доля выпуска автомобилей национальных марок составила 33%, в рамках «промышленной сборки» - 50,55, по отверточной технологии – 16,5%.

Кроме того, Россия импортирует более 1 млн штук легковых автомобилей в год, значительная часть которых – новые, в отличие от белорусского внутреннего автомобильного рынка, где подавляющая доля импорта – бывшие в употреблении машины. Вместе с произведенными в стране, общее количество проданных новых автомобилей в России в 2012 году – 2,653 млн штук, а «бэушных» иномарок – только 400 тысяч.

Общая стоимость импорта легковых авто в 2012 году – $22 млрд, средняя цена – $18,79 тыс за автомобиль. З первые три месяца текущего года на импорт легковых машин потрачено $4,2 млрд, по $20,13 тыс за машину в среднем.

Экспорт автомобилей из России незначительный – 5-7% от количества выпускаемых в стране машин, около 100 тыс авто в год.

В целом Россия является очень большим потребительским рынком (продажи внутри страны – более 3 млн штук) легковых автомобилей, основная часть из которых – новые. Поэтому стоимостное выражение его объема можно оценить в $55-60 млрд. Это около $400 из расчета на душу населения, что в 4 раза больше, чем в Беларуси и Украине.

Табл.2  Рынок легковых автомобилей в России, 2001-2013 гг

в тыс. штук

2011

2012

Iкв.2013

производство

1740

1971

459,0

импорт

1093

1173

208,6

экспорт

83,4

109,1

31,6

внутренний рынок

2750

3035

636,0

на 100 тыс насел., штук

1919

2118

444

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 оценка)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика