В 2012 году сохраняется тенденция к сокращению транзитных перевозок нефтеналивных грузов из-за переориентации российских грузоотправителей с портов Латвии и Литвы на порты РФ на Балтийском море. Это связано с переориентацией российских экспортных грузопотоков с портов Литвы и Латвии на собственные порты.
"В транзите в 2011 году было перевезено 9,1 млн тонн нефтеналивных грузов, или 18,3% от всего объема транзита. При этом по сравнению с 2010 годом объем транзита сократился на 16%.
За январь-февраль ситуация не изменилась в лучшую сторону: объем транзита составил только 80% к аналогичному периоду 2011 года", - сообщил заместитель начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности БЖД Александр Евсюк на нефтяной конференции во вторник в Минске.
По его словам, "падение связано, прежде всего, с переориентацией российских экспортных грузопотоков с портов Литвы и Латвии на собственные порты, которые расположены в основном в Калининградской области".
В то же время А.Евсюк отметил, что в 2011 году произошел рост объемов перевозок нефтеналивных грузов. Так, за минувший год по БЖД было перевезено почти 38 млн тонн нефтеналивных грузов, что на 19%, или 6,1 млн тонн, больше по сравнению с 2010 годом.
Тенденция роста перевозок нефтепродуктов сохраняется и в 2012 году: за январь-февраль было перевезено 7,4 млн тонн (на 33% больше). "Сегодня перевозки нефтепродуктов занимают около 30% в общем объеме грузоперевозок", - добавил А.Евсюк.
По его данным, в 2011 году по БЖД было перевезено на экспорт 16,9 млн тонн нефтеналивных грузов, что на 51,3% больше по сравнению с 2010 годом. В январе-феврале 2012 года объем экспортных перевозок составил 3,3 млн тонн, что на 59,8% больше по сравнению с январем-февралем 2011 года. Доля нефтеналивных грузов в общем объеме экспорта БЖД составляет 48%.
А.Евсюк сообщил, что основными экспортными грузами являются дизтопливо (39%), мазут (29%), бензин (15%), масла (8%).
Основными экспортерами в 2012 году выступают белорусские НПЗ, ПО "Белоруснефть", а также компании "Трайпл" и "Интерсервис".
Превалирующие направления экспорта - Латвия (1,2 млн тонн), Литва (0,5 млн тонн), Эстония (0,7 млн тонн), Украина (0,8 млн тонн).
Импорт нефтеналивных грузов в 2011 году составил 5,5 млн тонн, что на 88% больше по сравнению с 2010 годом. За 2 месяца 2012 года ввоз нефтепродуктов составил 1,7 млн тонн, что в 2,6 раза больше по сравнению с январем-февралем 2011 года. В структуре импорта нефтяных грузов основными являлись дизтопливо (43% ввоза), газоэнергетические грузы, мазут, сырая нефть (6%).
А.Евсюк отметил, что сегодня в условиях острой конкуренции "выгодное положение БЖД и те потенциальные возможности, которые оно дает, сами по себе не могут обеспечить необходимое привлечение необходимых грузопотоков".