Приложение Бетера на Андроид

Белорусские НПЗ уже никто не купит?

Опубликовано: 06/02/2012 - 14:44
Белорусские власти не исключают, что нефтетранспортные предприятия войдут в план приватизации , хотя в предварительном перечне из 133 компаний, доли которых будут выставлены на продажу в 2012 году, они не значатся. Основным претендентом на белорусские нефтепроводы остается Россия, которой такая сделка уже не интересна.
Аналитики утверждают, что власти слишком затянули с приватизацией нефтяной трубопроводной системы, и только Россия может принять решение о приватизации, как в случае с покупкой в 2011 году второй половины "Белтрансгаза". 
 
Однако  судьба нефтепроводов не определена, и в предварительном перечне на приватизацию из 133 компаний они не значатся.
 
Как заявил вице-премьер Сергей Румас, список еще не окончательный, к тому же цена белорусских операторов транспорта нефти не известна, хоть оценку их планировалось завершить еще в мае 2011 года.
 
А именно стоимость активов, по мнению эксперта Татьяны Маненок, станет одним из ключевых факторов, от которых будет зависеть заключение сделки.
 
ОАО "Гомельтранснефть "Дружба", например, по итогам третьего квартала 2011 года вошло в пятерку самых прибыльных акционерных обществ страны. По информации Минфина, прибыль предприятия за этот период составила 528 млрд. 816 млн. рублей, достигнув почти 50% от выручки. 
 
Однако, к сожалению правительства, высокие прибыли не гарантируют заключение сделки на выгодных условиях. 
 
Вся проблема сводится к тому, что единственный потенциальный покупатель активов — это Россия. Ежегодно через Беларусь транзитом в Европу идет около 75-80 млн. тонн российской нефти. И стратегический интерес российской стороны — выкупить белорусскую часть нефтепровода "Дружба" во избежание возможных проблем с транзитом (с Беларусью нефтяные конфликты случались, и не раз). 
 
Но после подписания выгодных для Беларуси соглашений по поставкам нефти и газа резервы для энергетических конфликтов между странами почти исчерпаны. К тому же и без права собственности на нефтяную трубопроводную систему Россия может продвигать свои интересы. Что, в частности, и показали переговоры по тарифам на транзит российской нефти по территории Беларуси. 
 
Официальный Минск, напомним, добивался роста тарифов с 1 февраля этого года на 20%. Россия настаивала на гораздо меньшем увеличении и своего добилась. Тарифы были увеличены лишь на 8,3%. 
 
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев не думает, что у России могут в принципе возникнуть проблемы с транзитом нефти. И при этом, отмечает эксперт, совершенно не важно, будет или нет Россия собственником нефтепроводной системы Беларуси. 
 
"В России создана Балтийская трубопроводная система, которая выходит в Приморск с огромным резервуарным парком и с возможностью загрузки большого количества танкеров. Запущена трубопроводная система Восточная Сибири — Тихий океан, которая тоже позволяет выйти почти на любой рынок с российской нефтью. И по своим пропускным способностям эти системы удовлетворяют потребности российского экспорта. Кроме того, за последнее время у нас резко выросло потребление нефти на внутреннем рынке. Так что база для экспорта сужается", — отмечает Рустам Танкаев. 
 
Из чего эксперт делает вывод, что покупка белорусской части нефтепровода "Дружба" Россию не интересует, и интересовать не будет. По мнению эксперта, трубу будут эксплуатировать до тех пор, пока она физически не выйдет их строя, пока не начнутся серьезные аварии. «Но вкладывать деньги в ее развитие никто сейчас не станет. Это не рационально», — подчеркивает Рустам Танкаев. 
 
К тому же "Дружба", чтобы ни говорили белорусские власти о выгодности транзита по ней нефти, приносит определенные потери поставщикам нефти. 
 
"Эта трубопроводная система не позволяет торговаться. Она жестко связывает потребителя и поставщика. И цена на нефть Urals при поставках по "Дружбе" всегда была на 2-4 доллара ниже, чем в портах. И поэтому в нефтепровод она всегда загружалась по остаточному принципу", — отметил Танкаев. 
 
Увеличил производство промышленной продукции и крупнейший белорусский НПЗ - ОАО "Нафтан" – по итогам 2011 года в 2,5 раза, пишет ИА REGNUM.
 
По информации представителей завода, в 2011 году "Нафтан" переработал более 10 млн.т нефти, в том числе - около 1 млн.т из Венесуэлы. Доля переработки собственной нефти составила почти 62%.
 
К тому же "Нафтан" реализует программу реконструкции и модернизации "Нафтан 2010 - 2015", итогом которой явится: увеличение мощностей по первичной переработке нефти до 12 млн т в год; снижение выхода топочного мазута до 6-8 %; обеспечение соответствия качества выпускаемой продукции действующим и перспективным требованиям стран Евросоюза; развитие инфраструктуры (резервуарные парки, сети межцеховых коммуникаций, энерговодоснабжение); мероприятия по улучшению энергообеспечения предприятия и снижению энергопотребления. 
 
К 2015 году запланирован выход ОАО "Нафтан" на уровень глубины переработки нефти 92 %.
 
Напомним, в 2012 году Беларусь намерена получать нефть и нефтепродукты из России (трубопроводным и железнодорожным транспортом), Азербайджана (с участием украинского нефтепровода "Одесса-Броды"), Венесуэлы (через эстонский порт Мууга), а также Казахстана.
 
Как ранее сообщала БДГ, белорусский госконцерн "Белнефтехим" 16 декабря проинформировал о том, что достигнуто соглашение о поставках российской нефти на белорусские НПЗ в 2012 году в объеме 21,5 млн т при готовности Беларуси импортировать 23 млн т в 2012 году.
 
Однако белорусские власти уже мало верят в заключение выгодной сделки по продаже нефтепроводов. Это подтверждает прошлогоднее заявление главы Госкомитета по имуществу Георгия Кузнецова о том, что инвесторы не заинтересованы вкладывать средства в активы белорусских нефтетранспортных предприятий. "Несколько лет назад интерес был высокий, а сейчас — нет, не слишком интересуются", — отмечал председатель Госкомимущества. 
 
По мнению Рустама Танкаева, белорусские власти могут рассчитывать на продажу своих операторов транспорта нефти в одном случае — если решение о покупке будет принято в Кремле, как это было в случае с "Белтрансгазом". 
 
"На фоне интеграционных процессов наше руководство может принять решение оживить это направление транзита нефти и вложить деньги в покупку", — не исключает российский эксперт. 
 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика