Приложение Бетера на Андроид

Качество экспортной корзины остается на низком уровне

Опубликовано: 31/10/2011 - 11:12

В следующем году власти ждут от реального сектора выхода на положительное сальдо до уровня не менее 3,5% ВВП. Но в стране существует ряд проблем, которые могут помешать стабилизировать ситуацию во внешней торговле. Это и пассивный белорусский директорат, и отсутствие способностей правильно продвигать свою продукцию на внешние рынки, констатируют эксперты.

 

У целого ряда руководящего звена, начиная от председателей облисполкомов и включая глав министерств, по-прежнему отсутствует понимание необходимости стабилизации ситуации во внешней торговле.

«Много популизма, нет осознания реальной угрозы, к чему приведет непринятие соответствующих мер. А ведь от этого зависит конкурентоспособность нашей продукции», — заявил на заседании Совета министров 11 октября Михаил Мясникович.

В реальности картина еще более удручающая, констатируют Белорусские новости. По словам экспертов, многие белорусские промышленные предприятия выбрали сегодня феноменальную экспортную стратегию, суть которой в следующем: «Мы сидим и ждем, пока наши товары кто-то придет и возьмет. Если кому-то надо, пусть приходит и покупает». 

«Я давно пытаюсь растолкать наших производителей и заставить выходить на рынок Австралии, импортирующей огромное количество продовольственных товаров. Но куда там. Директора не хотят этого делать, отбиваются руками и ногами», — описал позицию предприятий во время состоявшегося в Минске круглого стола «Белорусский экспорт: как найти успешную стратегию?» заместитель директора по развитию Muzz Buzz Franchising Артем Ледовский.

По словам эксперта, даже при наличии заинтересованного зарубежного покупателя отечественной продукции сделки все равно не заключаются из-за пассивности и инертности нашего директората.

«Курьезные случаи происходят. Владелец компании, у которого на счету 200 млн. долларов, просит меня посодействовать в покупке 10 белорусских тракторов на общую сумму 2 млн. долларов. Нахожу белорусскую компанию-продавца, обеспечиваю связь. Но в итоге ничего не получается. С белорусской стороны нет понимания, как это делать, и нет воли этого делать. «Вам нужно, вы сюда приезжайте и забирайте», — вот такой ответ. А ваша стратегия какая — стагнировать?».

Вирус пассивности проник и в частный сектор. Многие компании предпочитают работать на освоенных рынках, заявляя, что без бренда на новых рынках делать нечего.

Такой подход к продвижению продукции, по мнению эксперта, изначально проигрышный: «А кто мешает создать бренд и раскрутить его за счет собственных ресурсов или привлеченных инвестиций? И продавать не прежний ассортимент, а инновационный. Не тысячу наименований, а один бренд, как «Марс» или «Сникерс», и брать маржу не за упаковку, а за бренд, за удачное решение».

Чтобы расшевелить пассивный белорусский директорат, а также в целом в корне изменить ситуацию с продвижением товаров при помощи инструментов маркетинга, необходимо вмешательство государства, считает А.Ледовский.

Государство должно стать более требовательным к директорам и прежде всего в части их профессионального соответствия занимаемой должности. Кроме того, необходимо импортировать технологии, в том числе и маркетинговые, «чтобы руководители не спрашивали, нужен им маркетолог или нет, или стоит выходить на рынок Австралии или нет. Но если у вас маржа на этом рынке 50%, зачем задавать такие глупые вопросы. Берите и делайте», отмечает эксперт.

Власти, впрочем, не были совсем уже пассивны в решении проблемы продвижения товаров на внешние рынки. Еще в феврале прошлого года правительство разродилось постановлением № 284 о проведении внеочередной аттестация всех работников внешнеэкономических и маркетинговых служб. Но, судя по всему, работы здесь у правительства непочатый край 

Впрочем, отсутствие способностей правильно продвигать товар — не единственная проблема, которая может помешать Беларуси стабилизировать ситуацию во внешней торговле. К качеству белорусской продукции также есть претензии у покупателей.

«Мы проигрываем в мелочах. К внешнему виду нет никаких претензий. Но как только копнешь в мелочах — всё, вот тут начинаем проигрывать. Это неудобно, тут что-то не так», — отмечает генеральный директор обувной фабрики «Батичелли» Наум Кац.

По его словам, даже производство продукции по зарубежным лекалам не помогает: «Все равно как-то умудряемся сделать так, что обувь получается чуть-чуть белорусская».

Кандидат экономических наук Галина Турбан в свою очередь обратила внимание на еще одну проблему. За последние 10 лет Беларусь почти не изменила структуру экспорта. Только в последние три года стали предприниматься какие-то усилия в этом направлении. Но качество экспортной корзины все равно остается на низком уровне. И именно в этой части есть потенциал для роста экспорта, считает эксперт.

Еще один способ активнее продвигать свои товары на внешние рынки, по мнению Г.Турбан, — это взаимодействие с транснациональными корпорациями.

«По официальной статистике, 75% экспорта развивающихся стран достигается именно благодаря кооперации с транснациональными корпорациями. И мы должны учитывать это в нашей маркетинговой политике», — отмечает Г.Турбан.

И у Беларуси, учитывая интеграцию с Россией и Казахстаном в рамках Таможенного союза и ЕЭП, есть для этого возможности, считает А.Ледовский.

«Есть инфраструктура, есть обученный персонал, кроме того, стоимость постоянных издержек, которые надо нести при развитии бизнеса, умеренная. Надо такими конкурентными преимуществами заманивать транснациональные корпорации», — полагает эксперт.  
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика