Приложение Бетера на Андроид

Белорусские риски на пути пользования энергиями солнца и ветра

Опубликовано: 25/08/2011 - 10:12
Правительство Беларуси активно декларирует развитие возобновляемых источников энергии. При этом особая надежда возлагается не только на силы государства, но и на инвесторов. Однако инвесторы хотят, чтобы правительство создало условия, при которых им было бы выгодно работать в Беларуси. 
Политика белорусского государства сегодня направлена на диверсификацию источников энергии.  

Так, власти Беларуси намерены к 2015 году увеличить использование местных и возобновляемых источников энергии в 1,9 раза — до 5,7 млн тонн условного топлива (тут), а замещение импортируемого природного газа в сравнении с 2010 годом — до 2,4 млрд кубометров (то есть около 10% приобретаемого сегодня в РФ "голубого топлива"). 

Общая сумма расходов на реализацию этой программы, согласно прогнозу, составит более 3,45 млрд долларов. В качестве источников финансирования власти Беларуси видят собственные средства организаций, заемные средства, но больше всего надежд на иностранные инвестиции, пишет TUT.by.

"В целях национальной энергетической безопасности мы снижаем зависимость от единственного поставщика энергоресурсов, пусть даже это будет немного дороже. Но при этом в Беларуси будут созданы новые рабочие места, люди будут получать зарплату, мы будем использовать отечественные материалы, мы будем иметь возможность экономить какую-то часть валюты и так далее", - говорит заместитель начальника управления энергоэффективности, экологии и науки Министерства энергетики Вадим Кондрусев 

Государство заинтересовано в увеличении объемов получения энергии из возобновляемых источников. Вот только себестоимость электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, сегодня, как правило, выше себестоимости ископаемых энергоносителей.

Отсюда вытекает необходимость в государственной поддержке инвесторов и эксплуатантов оборудования. 

По словам немецкого консультанта Государственного комитета по науке и технологиям Юргена Шенка, условия, которые представляет инвестору страна, очень важны. "Инвестор должен знать условия, сколько стоит вход на рынок и что он может получить на выходе, - говорит он. - Когда инвесторы вкладывают деньги, естественно, они рискуют. И если от вложения в энергетику они будут иметь прибыль 1,5%, а вкладывая деньги в банк — 3%, то нет смысла инвестировать в энергетику. Это вопрос бизнеса и экономики, тарифной политики, государственной помощи. В Евросоюзе есть масса программ господдержки". 

По словам немецкого эксперта, задача государства "уменьшить предпринимательский риск и тем самым привлечь инвестиции". На пути же прихода инвесторов в Беларусь существует ряд рисков. Их в основном можно компенсировать через размер тарифа и гарантированный срок его действия.

Государство также может стимулировать приобретение, например, солнечных батарей льготными процентными ставками по кредитам. 

Иностранные инвесторы частенько жалуются, что в Беларуси низкие тарифы на энергию из возобновляемых источников. Недавно Минэкономики исправило это недочет и установило повышающие коэффициенты. На первые 10 лет с момента ввода оборудования в эксплуатацию устанавливаются повышающие коэффициенты в размере 1,3. Исключением являются установки, использующие солнечную энергию - для них действует повышающий коэффициент 3. На последующие 10 лет для всех видов установок устанавливаются стимулирующие коэффициенты в размере 0,85. При этом средний срок эксплуатации таких установок принят в размере 20 лет.

"Мы поставили во главу угла дифференцированный подход в зависимости от того, на каком виде возобновляемой энергии работает источник", комментирует В.Кондрусев. "Ведь затратная часть везде различная, как и сроки окупаемости. Нужно, чтобы срок окупаемости был привлекателен для инвесторов. Это значит, что он как минимум должен быть меньше срока службы оборудования, чтобы оно окупилось и принесло прибыль, запланированную инвестором", - отметил представитель Минэнерго. 

Начальник отдела научно-технической политики и внешнеэкономических связей Департамента по энергоэффективности Госкомитета по стандартизации Андрей Миненков утверждает, что белорусские тарифы являются довольно конкурентоспособными, потому что "входят, наверное, в десятку самых привлекательных тарифов в мире". "У нас тариф сейчас получается, например, на энергию ветра - 13 евроцентов за 1 кВт•ч. В Германии он на порядок меньше – от 5 до 9 евроцентов", - парирует он упреки немецких экспертов. 

Юрген Шенк соглашается, что движение навстречу производителями энергии из возобновляемых источников сделано, но этого явно недостаточно. Наряду с размером тарифа важным является срок действия гарантированного тарифа для рентабельности инвестиций, их амортизации и тем самым для принятия решения об осуществлении инвестиций. "Чем дольше действует гарантированный тариф, тем ниже оценивается предпринимательский риск и растет ожидаемая рентабельность. Это стимулирует инвестиции", - говорит он. Так, применительно к белорусским реалиям, на первые десять лет тариф получается 13 евроцентов, а на оставшиеся 10 лет срока службы установки – уже 9 евроцентов. 

Эксперты GEТ советуют отказаться от "непрозрачной привязки" тарифов к регулируемой государством стоимости электроэнергии для промышленных предприятий. В частности, инвесторов настораживает существующее в Беларуси перекрестное субсидирование, когда промышленные предприятия дотируют население. 

По словам А.Миненкова, "в Беларуси сложилась своя тарифная политика, и от нее принято пока не отказываться". Однако ситуация может измениться в ближайшие годы, ведь правительство вынашивает планы отказаться от перекрестного субсидирования к 2014-2015 годам. "Будет принято решение отказаться от перекрестного субсидирования, возможно, предложения экспертов из Германии окажутся более привлекательными, а может и нет", - отмечает А.Миненков. 

Оплата за электроэнергию производится в белорусских рублях, который в последнее время не может похвастаться своей стабильностью. Если происходит девальвация национальной валюты, то это отображается на доходах инвестора, который к тому же привлек заемные средства из зарубежного банка. Поэтому валютные риски нужно учитывать. 

С точки зрения международных инвесторов желательна оплата в евро или долларах, так как, как правило, кредиты предоставляются в этих валютах и за счет этого исключается валютный риск. Впрочем, инвесторы готовы войти в положение Беларуси с ее ограниченными валютными запасами, понять существующие проблемы. Поэтому они предлагают "найти компромисс между интересами инвесторов и государства". Он может заключаться в том, чтобы "оплата осуществлялась в белорусских рублях, но происходила коррекция тарифов в соответствии с изменениями реального обменного курса". 

А.Миненков уточняет, что промышленные тарифы сегодня индексируются с учетом девальвации национальной валюты. Правда, пересчет ведется по официальному курсу Нацбанка. Инвесторы же жалуются, что купить валюту по официальному курсу проблематично, теневой обменный курс вызывает дополнительные затраты. "Привязать же тарифы к иностранной валюте будет не в национальных интересах", - говорит А.Миненков. 

Чиновники полагают, что в Беларуси созданы хорошие условия для работы. "Кто хочет работать, тот работает. Остальные ищут причины", - отмечают они. 

Впрочем, надо признать, что пока очередей из иностранных инвесторов в Беларуси не наблюдается. А.Миненков говорит, что так категорично утверждать нельзя. "Государство своими силами реализовало проект по строительству биогазовой установки на "Племптицезаводе "Белорусский", и тут же потянулись инвесторы в этот сектор", - говорит Миненков. В частности, компания TDF Ecotech AG завершает строительство двух биогазовых комплексов в Несвижском районе - на СПК "Лань-Несвиж" и "Агрокомбинате "Снов". На бывшей свалке "Тростенец" действует установка для дегазации полигона твердых коммунальных отходов. 

Еще один проблемный момент – несогласованность действий чиновников разных министерств и ведомств. Недавно случался казус со строительством промышленного ветропарка в Дзержинском районе. Когда проект был уже близок к практической реализации, вдруг выяснилось, что он может помешать работе белорусской системе ПВО. И хотя начальник отдела энергетики и топлива Миноблисполкома Сергей Семешко утверждает, что "точка в этом вопросе еще не поставлена", немецкому инвестору компании Enertrag AG предложено рассмотреть другие площадки – в Борисовском и Логойском районах. К тому же сроки реализации проекта также необходимо будет пересмотреть. 

Однако есть ли гарантия, что подобных недоразумений не повториться в будущем? По словам А.Миненкова, по поручению правительства создана рабочая группа, которая определит порядок согласования необходимых документов для реализации инвестпроектов в сфере возобновляемой энергетики.

 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика