Приложение Бетера на Андроид

Белорусская экономика нуждается в полной инвентаризации

Опубликовано: 21/07/2011 - 14:22
Согласно макромониторингу Евразийского банка развития в Беларуси сохраняется неопределенность относительно роста экономики. Белорусский бизнес констатирует: без рыночных реформ белорусская экономика неконкурентоспособна. Все понимают, что в Беларуси кризис, но стратегии выхода из него нет, подтверждает эксперт.
ЕАБР прогнозирует рост ВВП в странах СНГ на 4.5% в 2011 году и 4.53% в 2012 году, в Беларуси сохраняется неопределенность по поводу дальнейшего роста. Об этом говорится в макромониторинге Евразийского банка развития.

В документе отмечается, что лидерами роста выступят экономики Центральной Азии - Туркменистан (9.3%), Узбекистан (7.8%), Таджикистан (6.1%), Казахстан (5.9%) и Кыргызстан (5.7%). Экономики России и Украины вырастут на 4.5%. Самые низкие темпы роста ожидаются в Азербайджане (3.9%), Молдове (4.1%) и Армении (4.3%)

«Из-за кризиса в Беларуси сохраняется значительная неопределенность по поводу дальнейшего экономического роста», - подчеркивается в макромониторинге, пишет АФН.

В настоящее время сохраняется ряд значительных рисков поступательному развитию экономики региона: во-первых, замедление мировой экономики и, в особенности Китая, означает снижение спроса на сырье – основные экспортные товары экономик СНГ – и ухудшение показателей текущего счета. Во-вторых, восстановление экономик региона пока не привело к исчезновению дефицита госбюджета и накоплению задолженности. В-третьих, рост мировых цен на продовольствие и сохраняющаяся масса избыточной денежной ликвидности делает инфляцию основной проблемой в регионе, констатирует ЕАБР. 

«Отдельно необходимо отметить разразившийся валютный кризис в Беларуси. За первые три месяца годовой показатель цен вырос с 9.9% до 13.9%, а ускорившиеся девальвационные ожидания привели к снижению валютных резервов на 38%, девальвации валюты за один день на 56% и росту инфляции до 32.6% в мае. Основным катализатором кризиса стали значительные государственные расходы и стремительный рост денежной массы (рост на 41.8% с марта по сентябрь) в прошлом году», - отмечается в отчете.

"В условиях, когда идет понижение уровня жизни населения, очень важно, чтобы была сформулирована конкретная программа, понятная для широких слоев населения", - заявил 20 июля руководитель Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Александр Швец, комментируя для ИА REGNUM ситуацию в экономической жизни республики.

Руководитель БНПА полагает, что официальный курс властей в экономической политике должен быть изложен в заявлениях чиновников в ранге не ниже замминистра или вице-премьера, стратегия государственной политики должна быть представлена в официальных документах. Однако до сих пор программных документов правительства по выходу Беларуси из кризиса не опубликовано. 

Как уже писала БДГ, ранее А.Швец уже заявлял, что если не решать главные вопросы, от которых зависит ситуация на валютном рынке, то второстепенными мерами ее не исправишь.

Глава БНПА напомнил, что еще 17 марта в правительство, Нацбанк и Администрацию президента были направлены предложения по стабилизации национальной экономики.

"Мы предлагали немедленную инвентаризацию госпрограмм и дифференцированное сокращение этих программ. До сегодняшнего дня я не в курсе, ведется ли такая работа, хотя и включен в экспертную комиссию Совета министров по анализу госпрограмм. В бюджете, подзаконных актах нет информации о том, что какая-либо из госпрограмм сокращена", - сказал А.Швец.

"Правительством озвучивались инициативы по резкому ограничению рублевой массы. Но сделать это без инвентаризации госпрограмм, их сокращения - невозможно. На самом деле Минфин и так выборочно финансирует госпрограммы. Но соответствующих решений я не видел", - констатирует он.

Выступая от имени делового сообщества, А.Швец заявлял, что бизнес Беларуси готов также нести ответственность за реализацию мер по стабилизации валютного рынка (мс. БДГ от 8 июня).

В ответ на предложения БНПА был получен ответ от департамента по предпринимательству Минэкономики - документ называется "Информация о результатах рассмотрения заинтересованными госорганами предложений участников консультативно-координационного совещания деловых сообществ о первоочередных мерах по выходу из экономического кризиса", подготовленный для Совмина", - проинформировал А.Швец, отметив неудовлетворение прочитанным в документе и констатировав отсутствие стратегии выхода республики из кризиса.

"В условиях, когда идет понижение уровня жизни населения, очень важно, чтобы была сформулирована конкретная программа, необходимо, чтобы она была публичной и понятной для широких слоев населения. Населению необходимо объяснить: да, без снижения уровня жизни в течение некоторого времени выйти из кризиса нельзя", - резюмирует А.Швец.

"Я сторонник разработки комплексной программы действий, мы с этой инициативой выступаем уже полгода. Такой программы мы реально не видим - обсужденной с независимыми экспертами, экспертами Нацбанка, другими экспертами. Получается, что у нас существует лишь некая программа в виде каких-то либерализационных мер, и существует она для того, чтобы получить кредит ЕврАзЭС. Возможно, существуют иные программы, они под грифом "дсп" (для служебного пользования – ред.). В сводном виде конкретная программа выхода из кризиса органами госуправления на обсуждение не представлялась", - сказал А.Швец.

"Вроде все понимают, что в стране кризис (в том числе правительство), что нужны сбалансированные шаги, вроде бы все понимают, что эти шаги возможны - но, тем не менее, такой программы пока нет", - констатировал представитель белорусского делового сообщества. - "Мы знаем, что что-то делается, реализуются определенные меры - но этих мер в нынешней ситуации недостаточно".

А.Швец высказал личное мнение относительно происходящего в республике: "Органы госуправления (самого разного уровня) до сих пор надеются управлять по-старому, как-то выйти из активной фазы кризиса и в дальнейшем управлять по-старому. Но это невозможно и грозит потерей конкурентоспособности Беларуси. Без конкретной программы, сбалансированной по времени, по мероприятиям, по участникам, по привлечению населения и разъяснения населению (потому как население - активный участник кризиса) выйти из кризиса невозможно. Населению следует разъяснять, почему и что именно правильно или неправильно делает правительство, бизнес-сообщество".

"В белорусской экономике необходимы макроэкономические изменения, структурные, принципиальные, которые через год, два или три должны привести к иной структуре экономики. В моем понимании шагов к этим макроэкономическим изменениям нет. Есть декларации, но у органов госуправления нет веры в них, и это печально", - констатировал лидер БНПА.

"БНПА, как представитель бизнес-сообщества никогда не получала нормальных ответов на свои предложения. Получается, что у нас нет диалога по вопросам кризиса - есть монолог, а это ненормально. Из соцопросов, которые проводил бизнес-союз им. Кунявского и другие структуры, следует: как минимум 75%, а то и 95% предпринимателей понимают, что реформы назрели и необходимы "уже вчера". Причем реформы макроэкономические, не декларативные. 

Бизнес констатирует: без рыночных реформ белорусская экономика неконкурентоспособна. В "ручном режиме" она может функционировать еще год-два. Но когда начнет работу Единое экономическое пространство (уже с 2012 года), к нам могут быть применены ограничения по субсидированию - как сельского хозяйства, так и промышленности. И как мы будем выполнять договоры по ЕЭП, избегая конфликтов и разбирательств в жизни ЕЭП? В этом и заключается парадокс: если белорусская экономика и в дальнейшем будет управляться прежними административными мерами, то это войдет в противоречие с международной интеграцией Беларуси в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Эту проблематику мы будем обсуждать в августе на совете деловых кругов", - подвел итог руководитель БНПА.

Как писала БДГ ранее, директор департамента ценовой политики министерства экономики Белоруссии Игорь Фомин заявил о том, что вступление Беларуси в Единое экономическое пространство (ЕЭП) требует ухода от жесткого администрирования, выравнивания цен с уровнями, сложившимися на общем рынке стран Таможенного союза. 

 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика