Приложение Бетера на Андроид

Что поможет выжить белорусскому экспорту

Опубликовано: 21/07/2011 - 13:02
Дальнейший рост объемов экспорта можно стимулировать. От риска неплатежей белорусских экспортеров может защитить страховка. А поставкам белорусской продукции на внешние рынки поспособствует экспортный лизинг. Однако в любом случае развитие экспорта зависит от ситуации на валютном рынке. 
Белорусские экспортеры хорошо заработали на поставках продукции на внешние рынки. За январь-май 2011 года экспорт товаров вырос на 5,6 млрд. долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Вместе с тем за этот же период белорусские предприятия недополучили 10 трлн. рублей или почти 2 млрд. долларов валютной выручки. Именно настолько за 5 месяцев выросла дебиторская задолженность иностранных покупателей перед белорусскими субъектами хозяйствования.

Ситуацию нельзя назвать критической, но в условиях нынешнего кризиса любая валюта и в любом количестве для предприятий — на вес золота, пишут Белорусские новости

По оценкам экспертов, тенденция роста неплатежей продолжится, что будет негативно сказываться на финансовой устойчивости ряда предприятий. Это обязывает субъекты хозяйствования искать варианты минимизации рисков неплатежей. 

Одним из таких инструментов является страхование экспортных контрактов, а также экспортных кредитов, выданных белорусскими банками. 

«В период мирового финансового кризиса многие белорусские предприятия столкнулись с неплатежами. Однако те субъекты хозяйствования, которые воспользовались механизмом страхования, смогли минимизировать свои риски в части получения валютной выручки», - говорит гендиректора занимающегося страхованием внешнеэкономической деятельности предприятия «Белэксимгарант» Геннадий Мицкевич.

Между тем механизм страхования позволяет не только противостоять кризисным явлениям и неплатежам. Это еще и эффективный инструмент наращивания экспорта, его диверсификации и успешной конкуренции на внешних рынках. 

«Ведь конкуренция заключается не только в качестве продукции, но и в условиях расчета за нее. И покупателю интересны более льготные условия расчета, в частности, отсрочка платежа, а не предоплата», — констатировал гендиректор «Белэксимгаранта». 

По его словам, среди всех субъектов хозяйствования, которые сегодня страхуют свои экспортные контракты и кредиты, примерно 25% составляют предприятия частного бизнеса. 

«Почти все предприятия нашего парфюмерного бизнеса страхуют экспортные контракты на поставку продукции с отсрочкой платежа. И когда в 2009 году ряд компаний начали сокращать экспорт из-за большого риска неплатежей, эти предприятия, наоборот, нарастили экспорт в 1,5 раза», — подчеркивает Г.Мицкевич. 

Система страхования экспорта в Беларуси постепенно набирает обороты. Так, в прошлом году «Белэксимгарант» застраховал экспортные контракты на сумму более 915 млрд. рублей. Фактически, при отсутствии такого механизма белорусский экспорт оказался бы меньше на эти 915 млрд. рублей, отмечает Г.Мицкевич. Однако с точки зрения общих объемов белорусского экспорта — это мизер. 

И если в прошлом году объем страхового покрытия по всему экспорту составил 1,21%, то в текущем году объем страхования контрактов планируется увеличить на 25%. 

Дальнейший рост объемов экспорта и страхования контрактов будет зависеть не только от желания самих экспортеров минимизировать свои риски, но и от уровня предлагаемой ими для поставок на внешние рынки продукции. 

«Надо поставлять высоколиквидную наукоемкую продукцию, а не мелочевку, с которой потом стыдно идти на переговоры. И чтобы поставляемая продукция была приоритетной для страны-покупателя», — обращают внимание представители загранучреждений. 

Декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев со своей стороны предложил создать в Беларуси специализированные компании, которые бы занимались реализацией продукции, произведенной предприятиями малого бизнеса. 

«В Турции малый бизнес может сам продавать, например, шубы, а может отдать товар для реализации специализированной компании. В Беларуси также надо создать такие компании», - считает он. 

Еще одним фактором роста белорусского экспорта может стать экспортный банк для кредитной поддержки белорусских экспортеров. 

«Сегодня не работает такой механизм, как экспортное кредитование на льготных условиях, потому что у нас нет специализированного экспортного банка. С одной стороны, все коммерческие банки Беларуси могут выдавать такие кредиты. С другой, количество выданных кредитов — единицы», — отмечает Г.Мицкевич. 

По мнению М.Ковалева, ориентированный на экспорт банк Беларуси не помешает. Но гораздо важнее, на его взгляд, обязать все белорусские банки кредитовать зарубежных покупателей белорусской продукции. 

«Банки выдают много кредитов, которые используются для покупки импортных товаров. Но нам надо учиться кредитовать нерезидентов, чтобы они получали заемные средства на покупку белорусской продукции в рублях, а возвращали в валюте. Это делают все небольшие страны, поэтому все наши банки должны быть экспортными», — подчеркнул М.Ковалев.

Проблемы на валютном рынке сдерживают также и развитие экспортного лизинга, считает заместитель гендиректора по внешнеэкономической деятельности ОАО "Промагролизинг" Александр Цыбулько.

"Уже почти три месяца не можем получить продукцию с белорусских заводов за белорусские рубли для поставок на экспорт на условиях лизинга. Это большая проблема", - заявил А.Цыбулько.

По его словам, проблема отчасти решается, но по неликвидным позициям. Ликвидную на внешних рынках продукцию предприятия не отпускают. Компания имеет заявки примерно на 60 млн. долларов, однако не может их удовлетворить. 

"Сейчас мы стараемся наладить финансирование наших дочерних предприятий. Но это не так просто. Они не имеют кредитной истории, оборотов, и привлечь ресурсы по приемлемым ставкам, чтобы предприятия могли конкурировать с национальными лизинговыми операторами, например, России, Украины, проблематично", - подчеркнул А.Цыбулько. 

Тем не менее, ОАО "Проагролизинг" удается наращивать поставки белорусской продукции на условиях экспортного лизинга, пишет БелаПАН.

Так, если в прошлом году в Россию по причине проблем с регистрацией объектов лизинга было поставлено продукции всего на 3 млн. долларов, то уже в первой половине этого года ОАО "Промагролизинг" поставило техники на 14 млн. долларов, что почти соответствует объему всего прошлого года. 

Вместе с тем проблемы на валютном рынке негативно отразились на развитии рынка лизинга внутри страны. Как отметил А.Цыбулько, ряд лизинговых операторов несут убытки в связи со сложностями в погашении валютных заимствований. 

"Кредиты надо гасить в валюте, но от лизинговых получателей нет возможности получать платежи в валюте. Это сдерживает привлечение иностранных инвестиций и развитие внутреннего рынка лизинга", - подчеркнул эксперт. 

На фоне имеющихся проблем А.Цыбулько не ожидает бурного роста рынка лизинга в 2011 году.

 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика