Приложение Бетера на Андроид

Девальвация в Беларуси: пример экономической уязвимости

Опубликовано: 07/06/2011 - 09:11
В Казахстане обсуждают возможность импорта девальвации из стран Таможенного союза - в частности, в парламенте подняли такой вопрос, приведя в пример Беларусь. И предлагают Беларуси переход на тенге, как на более устойчивое платежное средство. Казахстанские эксперты уверены: главное для Беларуси - выйти на единый курс.
"Девальвационная дискуссия" возникла при обсуждении на пленарном заседании проекта закона "О ратификации Соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала". Этот документ, по словам заместителя председателя Нацбанка Бисегали Таджиякова, необходим для дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства и предусматривает два этапа создания этих условий, пишет деловая "Панорама". 

На первом этапе стороны лишь налаживают обмен информацией между уполномоченными органами стран на постоянной основе. На втором этапе начинается гармонизация национальных законодательств, включая лицензионные требования, порядок осуществления надзора за участниками финансового рынка. Завершить эту работу необходимо до 31 декабря 2013 года. Б.Таджияков не уточнил, насколько законодательства стран - участниц ТС в этой сфере гармонизированы в настоящее время и насколько сильные изменения могут претерпеть, в частности, казахстанские законы. 

Однако больше стала тревожить не дальнейшая интеграция Казахстана с Россией и Беларусью, а возможная девальвация: "Валютный кризис в Республике Беларусь разрастается, курс доллара повысился на 56%. И это только первый этап, - считает депутат Владимир Нехорошев. - Сегодня там наблюдается дефицит евро. Доллары, все сметают... Белорусская оппозиция выступает за переход на российский рубль. Может, им предложить переход на наш тенге?".

В свете того, что недавно было ратифицировано соглашение о согласованных принципах валютной политики, насколько придерживалась данного соглашения Беларусь? "Девальвируя свою валюту, поставила ли она нас в известность? Ведь опосредованно мы тоже можем быть задеты?", - отметил депутат, напомнив, что и прежние девальвации, осуществленные в Казахстане, объяснялись не внутренней ситуацией, а внешним влиянием, в частности девальвацией национальных валют в России и Украине. Поэтому вполне логично, что и сейчас ожидается подобный шаг - тем более что рынок-то общий, пишет ИА Regnum.

Однако председатель Нацбанка Казахстана с данным мнением не согласился, заявив, что никаких оснований ожидать девальвации тенге нет. 

Похожую тему поднимает на своих страницах деловая газета "Бизнес и власть", опросившая аналитиков как из Беларуси, так и внутри Казахстана. Как пояснила "&" завотделом экономических исследований КИСИ Анар Рахимжанова, белорусский кризис может повлиять на объем поставок товаров из Беларуси в Казахстан. Но для нас это будет мало ощутимо, поскольку взаимный товарооборот двух стран невысок, и даже в рамках ТС основная торговля у Казахстана идет с Россией. Зато у Казахстана есть очевидный интерес в развитии проектов на территории Беларуси, потому что оттуда открывается прямой доступ на европейский рынок, рассуждает А.Рахимжанова.

По мнению директора Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутовой, девальвация белорусской валюты показывает, насколько уязвимы экономики наших стран. При этом она отмечает, что правила игры внутри треугольника ТС достаточно ограничены. И понятно, что президент Лукашенко пытается маневрировать в этом ограниченном пространстве, на том небольшом участке поля, который у него есть для маневров. 

"В принципе, крупные белорусские предприятия никто кроме России никто не купит. Кому нужна половина "Белтрансгаза", если второй половиной владеет "Газпром", если по этой системе идет российский газ, и в случае чего "Газпром" может весь этот газ перенаправить по "Северному потоку" по дну Балтики? Кому нужны нефтеперерабатывающие заводы, перегоняющие только российскую нефть?" - задается вопросами г-н Намазбаев. 

Когда Беларусь придет к единому курсу валюты, остается загадкой. Определенно ясно, что нынешняя 56%-ная девальвация - не предел. Главное для страны - это необходимость выйти на единый курс. Центробанку придется решить и другую серьезнейшую проблему: как управлять внешним долгом. По состоянию на 1 января 2011 года он составлял $28,5 млрд, или 52,2% ВВП страны. За 2010 год долги Беларуси выросли на 29,2%. В расчете на душу населения долг страны на начало года составлял $3007. При таких цифрах получить очередной кредит Минску будет очень сложно, отмечают казахстанские финансисты.

 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика