Дешевая рыбка – плохая уха

Опубликовано: 29/02/2008 - 09:00

В связи с серьезными задержками в строительстве, сочетавшимися с требованиями повышения цены, норвежская компания Odfjell ASA расторгает контракт на постройку российским судостроительным предприятием «Севмаш» двенадцати танкеров-химовозов. Odfjell заявила, что будет требовать от «Севмаша» возмещения всех своих издержек и понесенных убытков. Данная ситуация становится типичной для российских предприятий военно-промышленного комплекса. Причиной разрыва контракта Odfjell – ведущая компания на мировом рынке перевозок химикатов и жидких нефтепродуктов – назвала «серьезные задержки, сочетающиеся с требованиями повышения цены, продолжающимися проблемами в сотрудничестве и затянувшимися переговорами». Сумма контракта, первоначально составлявшая $500 млн, затем была повышена до $544 млн. Компания требует от «Севмаша» возмещения всех издержек и убытков и предупреждает, что если достичь договоренности во внесудебном порядке не удастся, она обратится в Стокгольмский коммерческий арбитражный суд.
Контракт на строительство серии из 12 танкеров для транспортировки нефтехимических продуктов был заключен 5 ноября 2004 года, причем для «Севмашпредприятия», специализирующегося на атомных и дизель-электрических подлодках, это стало первым опытом строительства судов такого класса. Головное судно должно было быть передано заказчику в 2007 году. Однако этого не произошло, в том числе из-за проблем с модернизацией для военно-морского флота Индии авианосца «Адмирал Горшков», куда была переброшена значительная часть рабочих предприятия.
Любопытно, что при этом судьба индийского заказа все равно остается неясной. По имеющимся данным, выполняющий его «Севмаш» с заданием также не справляется, и сроки сдачи корабля могут сместиться как минимум на 2010-2011 гг. Основной причиной задержки стала серьезная недооценка объема работ. Кроме того, в середине января Дели предъявил претензии к исполнению еще одного контракта, отказавшись из-за недоработок принять модернизированную в России подводную лодку. Есть задержки по постройке для Индии трех «стелс»-фрегатов и договору о передаче документации для производства там же 1 тысячи танков Т-90С.
Вообще к России предъявляют претензии по ранее заключенным контрактам и другие крупные заказчики, такие как Алжир и Китай. Неделю назад Алжир заявил о том, что из-за плохого качества комплектующих вернет в Россию 15 самолетов МиГ-29, которые были поставлены в прошлом году. Китайцев же не устроило качество оборудования, поставленного российскими предприятиями на Тяньваньскую АЭС, причем нарекания, как признал президент ЗАО «Атомстройэкспорт» Сергей Шматько, касались обширного перечня – «от насосного агрегата и парогенератора до опор корпуса реактора». Как представляется, данная информация должна заставить задуматься тех, кто считает победу России в тендере на строительство атомной станции в Беларуси делом решенным.
Российские эксперты называют конфликт с Odfjell типичным примером современного уровня менеджмента предприятий ВПК. Многие победы в получении контрактов достигаются демонстрацией цен, в несколько раз более низких, чем у западных конкурентов, поскольку последние изначально закладывают в контракт все возможные риски – инфляцию, рост стоимости энергии, транспортных затрат, материалов и т.д. В итоге же российская цена оказывается значительно более высокой вследствие низкой производительности труда, а также большей металло- и энергоемкости производства.
Впрочем, всегда остается возможность объяснить свои провалы вражескими происками. Сообщается, например, что в связи с проблемами с «Горшковым» США бесплатно предложат Индии авианосец Kitty Howk при условии приобретения ею для размещения на нем 65 новейших палубных истребителей F/A-18E/F.

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 оценка)
Загрузка...

Новости по теме

Яндекс.Метрика