Ведение бизнеса в Беларуси становится непривлекательным для инвесторов

Опубликовано: 04/03/2016 - 13:06

Белорусские власти неоднократно обещали упразднить архаичные и небезопасные для экономики схемы директивного кредитования и перекрестного субсидирования, однако пока не готовы сделать это. 

Перекрестное субсидирование в тарифах ЖКХ: ликвидация отложена

Согласно постановлению Совмина №169 от 1 марта 2016 года, в стране утвержден комплексный план развития электроэнергетической сферы до 2025 года. План разработан с учетом введения в эксплуатацию БелАЭС. Среди планов государства - совершенствование тарифной политики  и структуры управления энергетической системой. 

«Совершенствование тарифной политики включает такие вопросы, как разработка нормативных правовых актов, регулирующих вопросы формирования тарифов на электрическую энергию по видам деятельности (производство, передача, распределение и продажа) на основании раздельного учета и в соответствии с этапами реформирования энергетической системы; создание экономической заинтересованности в расширении использования электрической энергии потребителями реального сектора экономики и населения республики», - говорится в документе. 

Таким образом, власти задумались над ликвидацией перекрестного субсидирования в тарифах «с учетом планируемого роста реальных доходов населения и системы адресных дотаций отдельным категориям граждан». Однако реализация отложена на 2020 год согласно документу, или на 2018 год согласно словам председателя постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Виктора Валюшицкого. Депутат в недавней беседе с журналистами отметил, что от темы перекрестного субсидирования надо уйти к 2018 году. 

В документе отмечается, что заниматься реализацией планов будет Минэнерго, а финансироваться мероприятия будут из бюджета и собственных средств организаций-исполнителей.

Отметим, что адресная помощь, о которой говорится в документе, должна быть введена в октябре 2016 года. Об этом говорится в программе деятельности правительства. Там отмечается, что государство сосредоточит свои усилия на развитии адресной социальной помощи, в частности, посредством внедрения адресных безналичных субсидий на оплату ЖКУ. Причем замминистра экономики А.Заборовский пообещал процесс внедрения субсидий ускорить и ввести их до октября.

Директивное кредитование: правительство меняет лимиты

Правительство не отказывается от материальной поддержки госпредприятий. Традиционно, помощь получит многострадальный АПК. Согласно постановлению №172, которое опубликовано на сайте правительства, в этом году будет оптимизировано директивное кредитование. В документе указано, что финансирование будет распределено несколько иначе, чем было ранее. Кредиты от государства, как отмечалось выше, все также будет получать АПК, а вот на долю реального сектора и физлиц придется меньше средств.

Лимиты для кредитования агропромышленного комплекса решено увеличить на 1,5 трлн рублей, однако увеличение касается финансирования текущей деятельности организаций, тогда как кредитование капитальных расходов, напротив, будет урезано на 336 млрд рублей.

Реальному сектору также сократили лимиты кредитования на капитальные расходы - на 1,1 трлн рублей. Стоит также отметить, что перераспределение выделяемых кредитов будет достигаться за счет увеличения ресторанной базы ряда госбанков страны, на которые и ляжет кредитная нагрузка. Традиционно, кредитовать госпредприятия будет «Банк развития», а также «Беларусбанк» и «Белагропромбанк».

Отметим, что к директивному кредитованию высказывают претензии не только независимые эксперты, но и аналитики международных финансовых институтов. Так, МВФ уже неоднократно советовал белорусским властям отказаться от этой схемы, указывая на ее многочисленные неблагоприятные экономические последствия.

Эксперт: директивное кредитование вредит и государству, и частникам

О том, что перекрестное субсидирование и директивное кредитование - две серьезных беды белорусской экономики, знают многие. Государство пока не спешит отказываться от этих методов работы, несмотря на то, что много и часто говорит на эту тему устами чиновников самого разного ранга. Перекрестное субсидирование планировали отменить давно, говорили об этом еще шесть лет назад. В 2013 году о ликвидации перекрестного субсидирования говорил Петр Прокопович, а ранее - Михаил Мясникович. Тогдашний премьер уверял, что ликвидация перекрестного субсидирования в экономике станет возможна уже в 2016 году. Должность Мясниковича поменялась, упомянутый год наступил, но старые схемы живы, как никогда.

БДГ поинтересовалась у эксперта-аналитика официального партнера компании «ТелеТрейд» в Беларуси Жанный Кулаковой, чем директивное кредитование и перекрестное субсидирование вредят экономике Беларуси. Эксперт рассказала, что директивное кредитование бьет и по госпредприятия, и по чстникам, а перекрестное субсидирование и вовсе - делает сферу ЖХК еще более «мутной» и непрозрачной.

«Директивное кредитование предприятий влечет за собой целый ряд экономических последствий. Не секрет, что в большинстве случаев льготные кредиты получают государственные предприятия, а частный сектор кредитуется по рыночным ставкам. Такой подход создает стимулы для неэффективной работы государственных предприятий. Организация, которая имеет доступ к дешевым финансовым ресурсам, не имеет острой необходимости повышать качество производимой продукции, оптимизировать издержки производства, искать выход на новые рынки сбыта. Внутренние финансовые проблемы легко решаются за счет льготных кредитных средств.  Во-вторых, директивное кредитование искажает систему ценообразования в экономике страны. Государственное предприятие, которое получает дешевые кредиты, имеет возможность устанавливать более низкие цены на свою продукцию, чем частное предприятие, которое пользуется кредитными ресурсами по рыночным ставкам. В результате «частнику» тоже приходится снижать цены для того, чтобы его продукция пользовалась спросом. Как следствие – снижается рентабельность частного бизнеса. Это влечет за собой еще одну проблему – ведение бизнеса в Беларуси становится непривлекательным для инвесторов, поскольку финансовые привилегии для государственных предприятий ухудшают конкурентную среду в стране», - подчеркнула Жанна Кулакова. Она также отметила, что директивное кредитование зачастую стимулирует внутренний спрос, что далеко не всегда дает положительный эффект. 

«Например, одно белорусское предприятие получает льготный кредит для того, чтобы закупить оборудование, произведенное другим белорусским предприятием. Соответственно, для второго предприятия пропадает стимул искать покупателей на внешних рынках, что оказывает негативное влияние на состояние платежного баланса страны. Получается, что директивное кредитование вредит и государственным, и частным предприятиям. Отказ от него пошел бы на пользу реальному сектору экономики. Да и бюджет смог бы сэкономить немалые средства – на 2016 год  лимит директивного кредитования государственных программ установлен на уровне 28 трлн рублей», - рассказала аналитик. Жанна Кулакова также отметила отрицательное влияние на экономику и перекрестного субсидирования, от которого нашей стране давно следовало отказаться.

«Что касается перекрестного субсидирования, то пользы от него тоже немного. Если говорить о сфере ЖКХ, то в данный момент население Беларуси оплачивает неполную стоимость услуг, а предприятия, наоборот, платят по повышенным тарифам для того, чтобы покрыть недоплаченную населением разницу. В результате повышаются издержки предприятий, и они закладывают их в цену продукции. Получается, что люди, приобретая товары и услуги, все равно выплачивают то, что недоплатили по «жировкам».  Кроме того, перекрестное субсидирование снижает прозрачность сферы, в которой применяется. Становится очень сложно подсчитать, получилось ли в итоге возместить полную стоимость услуг, и за чей счет это произошло. На мой взгляд, давно назрела необходимость отказаться от этой системы», - уверена эксперт.

Оцените эту статью: 
Средняя: 3.7 (7 оценок)
Загрузка...

Новости по теме

Яндекс.Метрика