Тарифы на ЖКУ: кому платить 100%?

Опубликовано: 10/02/2016 - 11:04

Собственники жилья будут оплачивать 100% стоимости коммунальных услуг только с конца 2018 года. До этого срока уровень возмещения ими затрат на ЖКУ будет плавно расти. А вот от перекрестного субсидирования тарифов правительство откажется уже в самое ближайшее время – на смену им придут безналичные субсидии для частичного возмещения платы за жилье и услуги ЖКХ.

С нового года цены на простые коммунальные радости в Беларуси серьезно выросли. Газ, электричество и тепловая энергия подорожали на 20%. А если в квартире никто не прописан (и она, скажем, сдается), то счет за отопление вырос еще значительнее: на 83%. Тем не менее, в правительстве продолжают утверждать: население сегодня возмещает не более 30% затрат, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).

Однако на минувшей неделе многие белорусские СМИ огорошили читателей новостью: мол, уже с мая нынешнего года нам всем придется оплачивать 100% коммунальных услуг. Новость, однако, оказалась, мягко говоря, неверной. Уже 9 февраля министр экономики Владимир Зиновский на президиуме Совета Министров заявил, что переход на полное возмещение населением тарифов на жилищно-коммунальные услуги планируется только к концу 2018 года. «Снижение [государственных] затрат на жилищно-коммунальные услуги в 2016 году запланировано на 15% и далее до 2020 года по 5% ежегодно, – сказал министр. – Возмещение тарифов на ЖКУ населением планируется осуществить в три этапа: конец 2016 года – выход на 50% возмещения затрат, конец 2017 года – на 75%, к концу 2018 года – на 100%». По словам Владимира Зиновского, эти процессы будут идти в увязке со снижением себестоимости и перекрестного субсидирования, ростом адресной социальной поддержки. Также министр указал, что главная системная задача 2016 года – это внедрение целевых адресных безналичных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Так что же имелось в виду под заявлением о том, что с 1 мая белорусы будут оплачивать 100% коммунальных услуг? На самом деле этот самый отказ от перекрестного субсидирования и его замена безналичными субсидиями. 30 января премьер-министр Андрей Кобяков создал межведомственную группу, задача которой – выработать предложения по начислению гражданам с 1 мая 2016 года безналичных субсидий для частичного возмещения платы за жилье и услуги ЖКХ. Возглавил эту группу вице-премьер Анатолий Калинин. Именно под его руководством в Беларуси должен быть утвержден план мероприятий по данной реформе. До 15 февраля 2016 года Совмин должен внести дополнения и изменения в некоторые указы президента, а до 1 мая 2016 года программа должна быть реализована.

Но еще 26 января Андрей Кобяков подписал распоряжение № 29р «Об организации начисления безналичных жилищных субсидий». Получается, что реформа, о которой впустую говорили многие годы – отказ от перекрестного субсидирования ЖКУ в пользу целевых субсидий напрямую гражданам – проводится в начале нынешнего года очень быстро и без особого шума. Спасибо МВФ с его требованием реформировать коммунальную сферу?

Кому достанется компенсация?

Система компенсаций расходов на ЖКУ, которая заработает с 1 мая, с самого начала создается как помощь для социально уязвимых категорий граждан. Как заявляют в Совмине, акцент будет сделан на то, чтобы начислять субсидии инвалидам, ветеранам, пенсионерам и т.д. Но малообеспеченных семей, по официальной статистике, в Беларуси 3,7% – к ним относятся семьи (и отдельные граждане), среднедушевой доход которых не превышает бюджета прожиточного минимума. Для других категорий граждан – то есть для большинства из нас – будет действовать заявительный принцип предоставления безналичных жилищных субсидий.

То, как именно государство будет субсидировать до 2018 года большинство рядовых белорусов, пока совершенно непонятно. Порядок начисления таких субсидий, а также взаимодействия различных госорганов по указанному вопросу будет прописан в указе президента, проект которого должен быть внесен в Совет министров до 15 февраля. Но только когда такой указ будет подписан, о механизмах компенсации можно будет говорить предметно. Как и о том, какую часть расходов на ЖКУ государство все же возьмет на себя, – пока эти цифры обсуждаются в правительстве.

Сейчас намного больше ясности с тем, на что смогут рассчитывать действительно малообеспеченные люди. Во-первых, многим из них, вероятно, придется «ужаться», так как безналичные жилищные субсидии будут покрывать только часть статей из жировки. Соответственно заведомо в проигрыше окажутся, например, пенсионеры, живущие в оставшихся им со времен СССР больших квартирах. «Государство поможет оплачивать малоимущим услуги горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и канализации, газ, электричество, техобслуживание лифта и вывоз твердых бытовых отходов, – прокомментировал БДГ эксперт Министерства жилищно-коммунального хозяйства Вадим Малиновский. – Однако государство станет оплачивать только ту часть услуг, которая окажется в пределах норматива потребления – это 150 кВт/час электроэнергии на квартиру в целом, 140 литров воды в сутки на одного человека и так далее. Для тех услуг, которые привязаны к площади квартиры, определен норматив: 20 кв. м общей площади на каждого собственника жилья и члена его семьи. Плюс еще 10 кв. метров общей площади на всю семью. В планах пока что такая схема: субсидии получат те, у кого плата за ЖКУ превышает 20% совокупного дохода семьи (это в городе, поселке городского типа) или 15% (на селе)».

Важный момент: как следует из публичных комментариев пресс-службы Совета министров, для граждан, которые находятся в уязвимом социальном положении и имеют право на начисление безналичных жилищных субсидий, эти самые субсидии будут начисляться автоматически. Для этого, по распоряжению главы правительства, будет задействована информационная система расчетов АИС «Расчет-ЖКУ». В ней будет собираться воедино информация из фонда соцзащиты, данные о жилых помещениях, находящихся в собственности семьи, данные о регистрации актов гражданского состояния, о договорах найма и т.д. Вся эта информация будет анализироваться, и система сама будет определять, кто должен получать субсидию.

Впрочем, пока еще ни одна подобная компьютерная система в истории человечества сразу после своего запуска не заработала так, как ей положено – всегда приходится что-то «доводить до ума». Так что не стоит сомневаться, что после 1 мая не один месяц расчетные центры ЖЭСов будут работать, мягко говоря, с повышенной нагрузкой.

Указ № 535

Если уж говорить об инновациях в оплате «коммуналки», то нельзя не упомянуть указ президента Беларуси от 31 декабря 2015 года № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг». Он, наконец, делает немного более прозрачными расходы ЖЭСа на техническое обслуживание жилого дома. В жировках отныне будут по отдельности прописываться собственно техническое обслуживание, уборка вспомогательных помещений и освещение подъездов.

В целом же указ № 535 относит к основным жилищно-коммунальным услугам следующее: техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, техническое обслуживание лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами.

А вот уборка и ремонт дворовой территории (тротуаров и дорожного покрытия) исключены из категории «техническое обслуживание». Это юридический момент: дворовая территория жильцам не принадлежит (является городской собственностью), а потому, в соответствии с нормами Жилищного кодекса, уход за ней должен оплачиваться отдельно и не может включаться в стоимость техобслуживания самого дома.

Также указ определяет, что оплата потребителями расходов на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений (то есть подъездов), на работу оборудования в многоквартирных жилых домах и на техническое обслуживание лифта будет производиться соразмерно общей площади занимаемых ими помещений. Стоимость обслуживания 1 кв. метра будет высчитываться на основе технологических карт по сериям домов.

По информации пресс-службы президента, новый подход повысит уровень возмещения перечисленных затрат населением почти до 80% без фактического повышения стоимости данной услуги. А главное – заставит самих жильцов экономить. Например, на освещении подъездов – за счет установки систем автоматического включения/выключения освещения на отдельных этажах.

Оцените эту статью: 
Средняя: 4.2 (19 оценок)
Загрузка...

Новости по теме

Яндекс.Метрика