Приложение Бетера на Андроид

«Нежданчик» для IT-бизнеса

Опубликовано: 23/02/2015 - 09:59

В Совете министров озвучили сразу две инициативы, в рамках которых предполагается пополнить бюджет за счет компьютерно-коммуникационных технологий. Чиновники хотят урезать льготы компаниям Парка высоких технологий и обложить сборами программы интернет-телефонии. Как считают эксперты БДГ, действуя по принципу «Мы все понимаем, но очень деньги нужны», белорусское правительство может похоронить все успехи Беларуси в IT-сфере.

ПВТ: сказка заканчивается?

В последние годы Парк высоких технологий (ПВТ) был своего рода символом высокотехнологического развития Беларуси. Его приводили в пример – часто и с гордостью – рассказывая, как можно удержать в стране молодых и динамичных IT-специалистов, как можно создать настоящий оазис развития для компаний компьютерного сегмента. Компании в ПВТ и в самом деле чувствовали себя неплохо. Декрет от 22 сентября 2005 года №12 «О Парке высоких технологий», дал значительные налоговые льготы компаниям, становящимся резидентами ПВТ. И это дало свои результаты. Только в 2013 году выручка Парка от экспорта программного обеспечения составила полмиллиарда долларов. Компании ПВТ только прямых налогов заплатили на сумму около $50 млн. Уже шла речь о разработке не только ПО, но и высокотехнологичных устройств.

Однако теперь стало известно, что и IT-компании на фоне общего кризиса решено «подоить». Министерство финансов подготовило проект декрета президента, предусматривающий повышение для работников компаний-резидентов Парка ставки подоходного налога с 9% до 10% (прочие граждане Беларуси платят 13%). Также в три раза должна будет вырасти база для исчисления обязательных страховых взносов (базой для расчета уплаты налога будет не одна средняя зарплата, а две). Цели, конечно, названы самые красивые: «совершенствование законодательства о государственном социальном страховании, усиление социальных гарантий работников резидентов ПВТ и выравнивание условий налогообложения доходов физлиц».

Но сами IT-компании быстро подсчитали, что теперь затраты в расчете на одного работника возрастут примерно на 5 млн руб. И это в кризис, когда внутренний спрос на услуги IT-компаний и так сильно упал, остались преимущественно зарубежные заказы. Теперь же упадет и эффективность работы с ними: белорусские фирмы станут неконкурентоспособными на рынках Западной Европы и США, а также России. Уже хотя бы потому, что недавно из-за резкого падения курса российского рубля значительно подешевели услуги российских разработчиков ПО. Можно, конечно, «урезать» зарплаты «айтишникам» – они и так получают больше всех в стране. Но тогда они просто исчезнут – уедут. Ведь это в большинстве своем молодые специалисты, мобильные, со знанием языков и готовые к переезду.

Директор администрации ПВТ Валерий Цепкало в своем комментарии напомнил, что неизменность особого правового режима Парка гарантирована декретом президента до 2020 года. «Благодаря декрету заказчики, в первую очередь зарубежные, поверили в то, что ориентация страны на развитие высокотехнологичных производств носит стратегический и долговременный характер», – сказал глава ПВТ.

«Для оценки масштаба бедствия от предлагаемых Минфином налоговых новшеств достаточно их монетизировать. Для простоты считаем среднюю зарплату по ПВТ равной $1500. 1% подоходного налога – это всего $15, сумма незаметная, – сказал БДГ Юрий Зиссер, создатель и руководитель интернет-портала TUT.by. – Но вот соцстрах с трех средних зарплат вместо одной – это рост налогообложения примерно на $400 на человека в месяц. Кто работает по аутсорсингу, отлично знает, что чаще всего эта сумма и есть средняя прибыль по отрасли на одного работающего. То есть нововведение съест всю прибыль аутсорсинговых компаний. А если повысить цены – отрасль лишится части заказов, что приведет к снижению поступления валюты в страну. Увидев общественный негатив, предложение срочно переменили, заменив три средние зарплаты на две, что уменьшит прибыль предприятий всего лишь вдвое. Но и это приведет к существенному падению экспорта IТ-услуг, потому что китайские и другие компании уже вплотную конкурируют с нашими по цене».

По некоторым оценкам, озвученным в профессиональном сообществе, потери белорусского экспорта IT-услуг могут составить от $200 млн в 2015 году до $350 млн в 2016-м. К тому же большинство IT-компаний займется оптимизацией налогов: сотрудников будут регистрировать в качестве ИП, и тогда отчисления в ФСЗН будут идти не со средней зарплаты, как сейчас, или двухкратной (как предлагает Минфин), а с одной «минималки». И это в лучшем случае. В худшем – компании просто перенесут свой бизнес за пределы Беларуси.

«По сути дела, введение сейчас увеличенного ФСЗНа – это нарушение властью своих обещаний. Учитывая, что IТ – одна из немногих сфер, которым верят не только на востоке, но и на западе, это очень больной удар по имиджу страны. Но и это не самое худшее, потому что IТ – это только люди, и больше ничего, – говорит главный редактор издания «Компьютерные Вести» Вадим Станкевич. – Здесь нет заводов, привязанных к земле, и уже через месяц ПВТ в полном составе может оказаться в Вильнюсе, оставив на восточной окраине Минска пустые здания. Для бизнеса при этом почти ничего не изменится, чего не скажешь об экономике Беларуси. К сожалению, понимания этого у правительства нет, хотя и желание "забрать и поделить" в текущей ситуации вполне понятно. Думаю, что оно в итоге и победит, а здравый смысл уедет вместе с айтишниками».

Упоминание Вильнюса тут не случайно. В конце 2015 года там откроется собственный крупный IT-парк. Также целый ряд аналогичных проектов сейчас успешно реализуется в Польше.

В целом реакция IT-бизнеса на инициативу Минфина оказалась столь резкой, что в правительстве были вынуждены быстро «отыграть назад». Сперва министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина заявила: «Точно могу сказать, что никакого решения сейчас нет, это только обсуждается». По ее словам, сегодня у IT-компаний сформированы бизнес-планы под определенные показатели, поэтому «не очень хорошо в середине года менять что-то в налоговой нагрузке, лучше планировать эти изменения на 2016 год».

А затем уже первый вице-премьер Василий Матюшевский отметил, что решение по ПВТ еще не принято. «Мы открыты для дискуссий. Но если какие-то вопросы обсуждаются, то они не должны становиться объектом для инсинуаций», – сказал он журналистам.

«Скайпом» пополнится бюджет

Министерство связи и информатизации Беларуси считает, что сервисы для голосового общения через интернет (Skype, Viber и другие программы для IP-телефонии), предоставляющие свои услуги белорусским абонентам, должны отчислять белорусской стороне часть прибыли. «На ценообразование услуг телефонной и интернет-связи влияет и то, что поверх тех сетевых ресурсов, которые создали сотовые операторы и Белтелеком, работают технологии Скайпа и других, операторы которых не вкладывают ни одного цента в развитие технологий внутри республики», – цитирует «Интерфакс» министра связи Сергея Попкова.

По его мнению, уже то, что рядовые белорусы используют IP-телефонию, приводит к снижению на 10-15% доходов операторов стационарной и сотовой телефонной связи. «По оценкам российских аналитиков, 1% пользователей использует 50% всех шлюзов. Это танки, кино скачать, а потом еще и украсть контент, поэтому мы будем серьезно с этим вопросом работать, – сказал министр. – Мы будем работать с правительством, чтобы в какой-то части эти услуги монетизировать, чтобы эти операторы делились своими доходами. Поэтому все должно быть по-честному».

К слову, использование программ IP-телефонии для бизнеса в Беларуси вообще запрещено. По той же причине, по которой еще несколько лет назад Минсвязи вообще вело яростную борьбу со Skype и подобными сервисами. Тогда «Белтелеком» зарабатывал большие деньги на международной телефонной связи, и эти средства шли на субсидирование телефонизации села.

Тем не менее, сперва заявление министра связи не было воспринято всерьез. «Это просто желание пополнить бюджет из разных источников. В данном случае – полет фантазии, не более того, – сказал БДГ эксперт по экономике «Либерального клуба» Антон Болточко. – Посмотрите: «Белтелеком» зарабатывает деньги на том, что дает интернет именно тем людям, которые часто используют Skype или какую-то другую похожую программу. То есть «Белтелеком» получает свою часть прибыли, а еще раз облагать все это налогами – это уже что-то из фантастического сериала».

Однако вскоре стало известно, что это не шутка. В Министерстве связи не стали уточнять, каким образом Viber, Skype и другие сервисы должны будут делиться своими доходами. Но, по словам специалистов, взимать дополнительную плату со своих абонентов будут сотовые операторы, тогда как пользователей Skype с домашних компьютеров оставят в покое. А вот сотовые операторы с подачи Минсвязи просто введут отдельный тариф на трафик, генерируемый мессенджерами – технологически сделать это совсем несложно.

«Конечно, блокировать VoIP-трафик на шлюзах, т.е. при звонках на стационарную и мобильную сеть, вполне можно, и у нас даже с успехом практикуется. Но вот если вести речь о разговорах со «Скайпа» на «Скайп», то задача намного усложняется. Дело в том, что мессенджеры хорошо шифруют и маскируют свой трафик, – говорит Вадим Станкевич. – Поэтому овчинка (дешифровка и последующая фильтрация) просто не стоит выделки – это будет дороже, чем те деньги, которые можно будет брать с пользователей. А вообще, конечно, все это, как и проект лишения ПВТ льгот, говорит о том, что в стране объявлен конкурс на лучший нетрадиционный источник финансирования госбюджета».

Мобильные абоненты если и используют Viber или Skype, то только со смартфонов. У МТС и velcom примерно 35% работающих в сети аппаратов – смартфоны, у life:) – около 50%. В Беларуси 11,4 млн пользователей сотовой связи (у одного человека или фирмы могут быть SIM-карты нескольких оперататоров), мобильными приложениями типа Viber или Skype пользуется примерно каждый четвертый. Получается, что дополнительными выплатами теоретически можно обложить около миллиона абонентов.

«Намерение взимать дополнительную плату с пользователей Skype и Viber противоречит принципу технологической нейтральности, согласно которому цена услуги связи не может зависеть от способа и ее использования. Иначе можно было бы устанавливать отдельные цены для разных сайтов и сервисов и дойти до абсурда, – говорит Юрий Зиссер. – Многие не заметили и восприняли как должное, что цены на интернет-доступ мало изменились после девальвации и стали ниже, чем в соседних странах. Однако демпинговые цены на доступ в интернет при неизменных иных издержках (особенно цены на радиочастоты в евро для мобильных операторов) поставили белорусских интернет-провайдеров на грань выживания. Тарифы в рублях – а издержки в валюте. По сути эти цены давно необходимо поднять – пусть не в соответствии с девальвацией, но хотя бы двигаться в этом направлении. Пока Совмин не разрешает поднять цены на интернет, министерство пытается таким своеобразным способом обойти ограничение».

Как считает основатель TUT.by, совпадение обоих фискальных проектов во времени не случайно: «Они хорошо иллюстрируют подход правительства, срочно изыскивающего способы пополнить бюджет за счет граждан, сделав их беднее, вместо того чтобы наращивать экспорт, сделав богаче и граждан, и бюджет».

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (4 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика