Приложение Бетера на Андроид

Москва и Минск снова спорят из-за нефти

Опубликовано: 02/06/2015 - 13:33

Россия предупреждает, что может резко сократить поставки беспошлинной нефти в Беларусь. В Москве заявляют, что официальный Минск не выполняет обязательства по встречным поставкам нефтепродуктов – свою часть «нефтяного баланса» на 2015 год. Белорусская сторона в ответ ссылается на убыточность подобных поставок.

«Нефтяной баланс» снова под угрозой

В последних числах мая министр энергетики России Александр Новак заявил, что российские компании с подачи правительства могут сократить объемы поставок беспошлинной нефти (по внутренним российским ценам) в Беларусь. Формальная причина – неисполнение нашей страной обязательств по встречным поставкам нефтепродуктов на российский рынок в рамках «нефтяного баланса», подписанного в конце минувшего года.

«Это [сокращение поставок] возможно, будут проводиться консультации, будет принято решением правительства. Мы считаем, что нужно корректировать поставки вниз с учетом того, что не выполняются условия, которые прописаны в нашем соглашении», – сказал глава Минэнерго РФ. В свою очередь, агентство «Прайм» напоминает: «По соглашению между странами, в случае снижения поставок в РФ бензина из Беларуси более чем на 10% от объемов, предусмотренных графиком, российская сторона имеет право снизить в ответ поставки нефти. Минэнерго РФ в первый раз еще 22 апреля заявляло, что рассмотрит возможность сокращения поставок нефти в Беларусь в июне».

Цифры таковы: в I квартале этого года Россия увеличила поставки нефти на белорусские НПЗ на 4%, но поставки нефтепродуктов из Беларуси в Россию упали в три раза (до 0,154 млн т). В ответ на претензии россиян зампред белорусского госконцерна «Белнефтехим» Игорь Бобырь заявил: официальный Минск даст «добро» на поставки нефтепродуктов в Россию тогда, когда такие поставки вновь станут выгодными. По его словам, Беларусь действительно пока не поставляет нефтепродукты в Россию, но по условиям «нефтяного баланса» Беларусь поставляет в Россию топливо тогда, когда это выгодно как белорусским нефтепереработчикам, так и стране в целом. Пока же из-за девальвации российского рубля и снижения цен на нефть, Беларуси оказывается более выгодно поставлять бензин в страны ЕС и в Украину.

А вице-премьер Владимир Семашко еще в апреле по этому поводу заметил: «Как поставлять, если сумма убытков при поставках нефтепродуктов выше, чем сумма прибыли. У нас есть право не поставлять нефтепродукты, если цена на них ниже среднеевропейской. И мы этим правом пользуемся».

Заметим, что за прошедшие месяцы Беларусь то приостанавливала поставки нефтепродуктов в Россию, то возобновляла их – как, например в апреле. Тогда же, в апреле, белорусские чиновники подтверждали информацию о том, что идет обсуждение условий, при которых Беларусь обязана выполнять свои обязательства по поставкам автомобильного топлива в Россию. В частности, белорусская сторона предлагала россиянам снизить согласованные ранее объемы поставок нефтепродуктов. Такие переговоры велись и в марте. Однако сейчас цены на нефть понемногу растут, так что есть вероятность, что скоро стороны вернутся к статус-кво уже без всяких дополнительных переговоров. Хотя такие переговоры и запланированы на начало июня.

Мнения экспертов

«Необходимость поставлять в Беларусь беспошлинную нефть в рамках межгосударственных договоренностей явно тяготит Россию. Особенно в условиях общемирового падения нефтяных цен. И потому в Москве ищут самые разные предлоги для того, чтобы внешне законно сократить такие поставки, – сказал БДГ Павел Ушаков, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). – Хотя за последние месяцы доходность нефтепереработки в Беларуси значительно упала, белорусские предприятия, как и бюджет, все еще получают немалые прибыли от экспорта нефтепродуктов, выработанных из российской нефти. И вот что тут примечательно: если смотреть на структуру белорусских поставок бензина и дизтоплива в рамках СНГ, то окажется, что 80% таких продаж идет в воюющую Украину. Но никого в России это не смущает».

«Поставки из Беларуси не являются определяющими для российского рынка автомобильного топлива. Однако благодаря им удается узбежать сильного роста цен в период, пока идет модернизация российских НПЗ, – говорит Вадим Попков, эксперт специализированного инвестиционного ресурса Investing.com. – То есть весь тот же объем автобензинов, который не поставляет Беларусь, Россия при необходимости закупить у сторонних поставщиков. Просто на рынке нефтепродуктов такие «разовые» сделки не очень приняты, здесь отдают предпочтение долгосрочным контрактам. Потому министр Новак и пытается «дожать» белорусских партнеров».

«Обвал в торговле со странами Евросоюза, прежде всего, связан с падением цен на нефть и нефтепродукты. Цены на наш главный товар, который идет в Евросоюз – нефтепродукты – за это время снизились примерно на 60%, – сказал в интервью «Радио «Свобода» белорусский экономист Леонид Злотников. – Их продажа в Европу дала Беларуси 29-30% от общего товарооборота в прошлом году. Примерно половина всех белорусских нефтепродуктов идет в Европу. А это около 60% всего белорусского экспорта в Евросоюз. И тогда понятно, что потери произошли почти полностью за счет нефтепродуктов. Причем эти потери невозможно компенсировать продажей калийных удобрений. Я знаю, что за I квартал экспортные доходы от удобрений повысились на 6%. Но в Европу мы их продаем немного. Основная масса идет в Китай, Индию, Бразилию».

«Беларусь продолжает успешно использовать советское наследство в виде двух очень мощных нефтеперерабатывающих заводов. Нынешние власти не допускают их полной приватизации и регулярно вкладываются в реконструкцию и техническое перевооружение, – признает аналитик «РосЕвроБанк» (Москва) Виктор Сухаревский. – И благодаря этому имеют стабильный источник дохода от продажи нефтепродуктов. Причем этот источник хотя и зависит от цен на нефть, но остается способен приносить прибыль даже при не самой благоприятной мировой конъюнктуре. Другое дело, что одна только нефтепереработка, или даже нефтепереработка плюс добыча калийной соли, экономику Беларуси не вытянет. Все же это достаточно крупная страна, по европейским меркам».

«Можно вспомнить, сколько усилий приложил Александр Лукашенко в преддверии подписания договора о ЕАЭС. И в основном именно ради беспошлинной нефти. Сперва чтобы просто получать нефть без пошлин и продавать нефтепродукты (но платить пошлину с проданного в ЕС). Потом – чтобы часть пошлин все же оставалась в белорусском бюджете, а не шла в Россию, – напоминает замдиректора нефтегазового портала «Нефть России» Владислав Кубицын. – Причем выгоды Беларуси от бизнеса по нефтепереработке были столь велики, что даже «налоговый маневр» правительства России (когда экспортные пошлины на нефть резко снижаются, но одновременно столь же резко повышается налог на добычу полезных ископаемых – прим. БДГ) существенно не повлиял на доходы белорусского бюджета. Намного более разрушительным оказалось падение цен на нефть – именно оно лежит в основе нынешнего конфликта белорусов с Минэнерго РФ. Но это, думаю, временные трудности. Гораздо важнее то, как через несколько лет будет сверстан единый нефтегазовый рынок внутри ЕАЭС. Вот тут уже можно ожидать серьезные баталии».

Справка БДГ

В I квартале 2015 года общий объем белорусского экспорта нефтепродуктов вырос на 22% (до 4,711 млн т), хотя одновременно в стоимостном выражении снизился на 33,8% (до $1,913 млрд). Средняя экспортная цена 1 т белорусских нефтепродуктов составила $406,011. Это на 45,7% меньше, чем было в I квартале 2015 года. Порядка 75% нефтепродуктов, которые поставляются из Беларуси в ЕС, покупает Великобритания (2,9 млн т). Также крупным покупателем белорусских нефтепродуктов является Украина (0,7 млн т).

Всего в апреле Беларусь поставила в Россию 25000 т нефтепродуктов. В январе-феврале было отгружено 140000 т бензина. В марте поставок не было.

При этом нефть, добываемая в Беларуси (т. н. «речицкая»), в полном объеме в сыром виде экспортируется в Германию (0,4 млн т за I квартал 2015-го). Причина в том, что «речицкая» нефть – так называемая «легкая», с высоким выходом высокооктановых продуктов при перегонке. Но оба белорусских НПЗ строились в расчете на переработку намного более «тяжелой» сибирской нефти. А это немного другая технология.

26 мая премьер Андрей Кобяков подписал правительственное постановление № 444, которое повысило экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского союза. Согласно постановлению, с 1 июня экспортные пошлины увеличились (за 1 т): на нефть сырую – с $116,5 до $144,4; на прямогонный бензин – с $99 до $122,7; на бензины товарные – с $90,8 до $112,6. Дизельное топливо, бензол, толуол, ксилолы, масла смазочные и прочие, а также легкие и средние дистилляты обложены пошлинами в размере $69,3. Пошлины на отработанные нефтепродукты и битум определены в размере $109,7

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (6 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика