Как будут спасать экономику Беларуси: у властей есть план

Опубликовано: 20/01/2016 - 22:37

Совет министров и Национальный банк приняли совместное постановление, которое содержит 93 пункта и призвано дать ответ на вопрос «что будет дальше?». В документе ведомства расписали планы и назначили ответственных за их выполнение.

Список на 23 страницы

В опубликованном документе, который называется «Комплекс мер по решению задач социально-экономического развития Республики Беларусь в 2016 году и макроэкономической сбалансированности», идет речь о том, как власти намерены спасать экономику. Совместное постановление  Совета министров и Национального банка Беларуси №28/2 от 18 января 2016 года было опубликовано в среду. 

Документ разбит на следующие подразделы: «Внешнеэкономическая и интеграционная политика», «Инвестиционная и инновационная политика», «Промышленная политика и реальный сектор экономики», «Ценовая и антимонопольная политика», «Развитие предпринимательства и внутреннего рынка», «Социальная политика», «Совершенствование системы управления экономикой», «Денежно-кредитная политика и совершенствование функционирования банковской системы».

Согласно постановлению, которое содержит 93 пункта и разместилось на 23 страницах, в Беларуси в текущем году будет запланировано для стабилизации экономической обстановки даже больше, чем всегда. Планировать и прогнозировать белорусские экономические власти любят, вот только с реализацией планов у них чаще всего туго: слишком много отрицательных факторов сложилось внутри страны и за ее пределами, чтобы говорить сегодня о росте экономики и некой ее стабилизации.

Многие из почти сотни пунктов ничем не отличаются от всего того, что мы слышим и видим каждый год: нам обещают повышение уровня жизни, модернизацию предприятий, привлечение инвестиций и диверсификацию экспорта. Однако в модернизации и диверсификации, кажется, больше никто не верит. Население сосредоточено на очень простом процессе: заработать, чтобы прокормить себя и семью, и не остаться «без штанов» в условиях растущей инфляции и срывающегося с поводка доллара.

Однако чиновникам надо что-то делать, и они делают. Делают привычное дело: составляют список необходимых для улучшения жизни страны мер, назначают ответственных за их исполнение, обозначают сроки реализации и предлагают форму выполнения плана.

Например, за развитие экспорта будут отвечать чиновники МИД, НАН Беларуси, Минэкономики, Минфина, Минсельхозпрода, Минстройархитектуры и другие органы. Поддержка отечественных производителей ляжет на МИД, он же совместно с Минэкономики будет отвечать за развитие экспорта на рынки третьи стран в рамках ЕАЭС. Однако власти намерены взять штурмом и рынок ЕС: согласно документу, диверсификация экспорта, о которой так громко говорили высшие чины в прошлом году, видится Совмину и НББ следующим образом. На рынок ЕАЭС (читай: России, так как поставки белорусских товаров в Казахстан, Армению и Кыргызстан настолько незначительны, что их можно считать погрешностью) придется 37,3%, на рынок ЕС - 35,2%, и еще 27,5% на рынки третьих стран. 

Кроме того, запланированы следующие меры: продолжение переговоров по вступлению в ВТО, либерализация внешнеторгового законодательства и даже создание правового акта, стимулирующего сотрудников организаций «в целях обеспечения прироста экспорта».

Инвестиции, промышленность и даже развитие предпринимательства

Одним из важных пунктов раздела, который касается инвестиций, является сокращение бюджетных расходов и объемов предоставления льготных кредитов на непервоочередные, социальные и инфраструктурные проекты. А снижать траты будут, в том числе, за счет «оптимизации и сокращения сети и штатной численности бюджетных организаций». Таким образом, деньги в бюджет будут экономить за счет сокращения штата бюджетников и сокращения кредитования. Кстати, на льготное кредитования будет выделена сумма в 4,75 триллиона рублей - таков лимит на первый квартал.

В целом в документе не описано, каким образом будут достигать всех поставленных перед разного рода ведомствами задач. А узнать, как это будет делаться, было бы очень интересно, ведь многие из планов уже успели отрастить бороду, но так и не были реализованы.

Стоит отметить, что в пункте, который касается инвестиций, говорится только о привлечении таковых в рамках китайско-белорусского сотрудничества: перед каждым из семи регионов стоит задача привлечь не менее 100 млн долларов за счет осуществления китайско-белорусских проектов. Будут, разумеется, реализованы и другие инвестпроекты, но они не расписаны отдельно.

Что касается промышленной политики и реального сектора экономики, то чиновники обещают контролировать свою собственную работу, а еще прогнозируют: «установление важнейших целевых показателей выполнения государственных программ и дополнительных ключевых показателей эффективности работы руководителей республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома». Кстати, здесь же оговаривается такой пункт, как решение вопроса о доступе белорусской продукции к программам поддержки в России. Таким образом, Беларусь привязывает себя к России и Китаю, что отнюдь не ново.

Здесь же оговаривается будущая модернизация, поставки нефти в страну в текущем году (объем 24 млн тонн), снижение себестоимости продукции предприятий и организаций с учетом требований президента, а также реформирование и финансовое оздоровление неплатежеспособных сельхозорганизаций. Для этого, и не только, в стране будет создано ОАО «Агенство по управлению активами», которому передадут активы банков, сформированых при кредитовании неплатежеспособных сельхозпредприятий.

Что касается строительства, то в документе оговаривается ограничение на использование импортного сырья, материалов и комплектующих, снижение материальных затрат на оказание ЖКУ населению не менее, чем на 15% к аналогичному периоду 2015 года, а также «поэтапное повышение уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг, перевозки пассажиров городским, пригородным автомобильным транспортом, железнодорожным транспортом общего пользования с направлением высвобождаемых ресурсов от снижения объемов перекрестного субсидирования предприятиям реального сектора экономики, а бюджетных ресурсов – для целей поддержки социально уязвимых категорий граждан (согласно утвержденному графику)».

Государство также намерено помогать предпринимательству «в соответствии с международным опытом». Также предпринимателей будут привлекать к строительству инфраструктуры. Но самое главное, что удельный весь товаров отечественного производства в розничном товарообороте должен составить не менее 70-75%.

Старо придание...

В общем и целом, все 93 пункта мы где-то когда-то видели. На первый квартал назначена доработка программы социально-экономического развития страны, видимо, в ней будут наконец учтены изменения внешней конъюнктуры и внутренние нюансы. Будет также разработана программа по привлечению в бюджет дополнительных средств (о том, как это будет сделано, можно догадаться исходя из графы ответственных за выполнение этого пункта: Минфин, концерн «Белнефтехим», Минэнерго, концерн «Белгоспищепром»).

Власти также планируют реформировать и реструктуризировать госпредприятия, которые получают господдежку. Для  этого будет создана Межведомственная координационная группа. Еще один пункт, который заслуживает внимания - организация работы по размещению акций белорусских предприятий на мировых фондовых биржах. Неясно, о каких предприятий идет речь, ведь пунктом выше размещена информация, ясно дающая понять: с предприятиями у нас беда и многие из них могут лишиться подпитки из госбюджета, а значит прикажут долго жить.

Что касается денежно-кредитной политики, то регулятор обещает все то, что обещал и ранее: сдерживать рост ШДМ, проводить гибкую процентную и курсовую политику, и другое. 

Документ у Совмина и Нацбанка получился объемный. Вот только слово «реформы» в нем не встречается. А ведь многочисленные эксперты из Беларуси и других стран уже не один год подряд говорят о необходимости полного реформирования всей существующей системы, как о первоочередном шаге на пути к возможному успеху. Однако постановление No 28/2 надежд на реформы не дарит, хотя и предполагает некие изменения. Кроме того, документы такого рода чаще всего в Беларуси принимает определенная группа людей, к работе не подпускают независимых экспертов, специалистов из международных организаций и институтов, представителей бизнеса и другие стороны, которые могли бы дать парочку полезных рекомендаций. На реализацию всех описанных в 93 пунктах мер у властей есть чуть меньше года, и год этот будет очень непростым.

Оцените эту статью: 
Средняя: 4.2 (19 оценок)
Загрузка...

Новости по теме

Яндекс.Метрика