Иосуб: Перспективы сотрудничества Беларуси с МВФ вызывают большие вопросы

Опубликовано: 21/11/2016 - 15:32
МВФ, миссия МВФ, требования, Беларусь, госсобственность, реформирование, Иосуб

Госсектор – мощный ресурс в руках государства, а МВФ рекомендует в целях экономической эффективности отказаться от существующей модели.

Передать все государственные предприятия Беларуси от министерств и концернов под управление единого органа - Государственного комитета по имуществу предложила техническая миссия МВФ, которая находилась в Минске 2-15 ноября, сообщают "Белорусские новости".

МВФ рекомендует белорусским властям подготовить комплексный закон о госпредприятиях, в котором будут прописаны единые принципы управления всем сектором. Реформировать систему управления сектором госпредприятий МВФ рекомендует в кратчайшие сроки - уже в 2017 году.

Во время октябрьского визита в Вашингтон белорусские власти обсуждали с валютным фондом возможность подготовки с учетом рекомендаций МВФ первого отчета о состоянии госсектора уже к марту 2017 года.

Очень похоже, что переговоры МВФ с Минском зашли в тупик.

"На кону стоит не только кредит МВФ"

Старший аналитик Альпари Вадим Иосуб уверен, что в сложившихся условиях перспективы сотрудничества МВФ и официального Минска выглядят весьма призрачно.

- Чем дальше, тем больше взаимодействие МВФ и Беларуси уходит от чисто экономических вопросов в сторону политэкономических, если не сказать – политических. С одной стороны, существующая система управления госпредприятиями уже достаточно давно демонстрирует свою экономическую неэффективность. С другой стороны, нынешняя система – квинтэссенция существующей политической модели, при которой от предприятий не требуют экономической эффективности, но требуют выполнять любые доведенные показатели: то валовое производство, то показатель по экспорту, то не сокращать занятость, то эффективно провести выборы, в том числе – обеспечить явку. Госсектор – мощный ресурс в руках государства, а МВФ рекомендует в целях экономической эффективности отказаться от существующей модели, отказаться от политического ресурса.

Судя по риторике, которая раздается с самых высоких этажей белорусской власти, руководство к таким преобразованиям не готово. А значит, переспективы сотрудничества Беларуси с МВФ на данном этапе вызывают большие вопросы, потому что и для МВФ, и для белорусской стороны нынешняя модель управления госпредприятиями – вопрос принципиальный.

- Но если отбросить в сторону политическую составляющую проблемы, реально ли провести реформу госсобственности по озвученной схеме и в названные сроки?

- Технически – реально. А если отбросить политическую составляющую, это и нужно, и можно было сделать еще вчера. Кроме озвученных проблем, существует еще ведомственный лоббизм: вывести предприятия из подчинения конкретных министерств и ведомств означает снижение финансирования, лишение рычагов власти. Можно говорить, что таким преобразованиям противостоит не только политическая воля государства, но и лоббистские интересы ведомств. Можно, конечно, пытаться абстрагироваться от названных аспектов, однако реальность нам этого не позволяет.

Но жесткая вертикаль власти в нашей стране при наличии политической воли позволила бы решить проблему в сжатые сроки. Принципиальных технических сложностей я не вижу.

- Но без реформирования сектора госсобственности, похоже, Минску кредит МВФ не светит…

- Минску грозит не только неполучение кредита МВФ, но и разрастание всех имеющихся болячек: и падение экономики, и возможность обслуживать набранные долги, банковской системе грозит рост проблемных активов, что в перспективе может обернуться неспособностью банковской системы выполнять свои обязательства, то есть крайними окажутся вкладчики.

Сейчас на кону стоит не столько кредит МВФ, реформы системы управления госпредприятиями нужны в первую очередь белорусам, а не каким-то чиновникам из Вашингтона. 

Оцените эту статью: 
Средняя: 4.6 (10 оценок)
Loading...
Яндекс.Метрика