Приложение Бетера на Андроид

Кризис – вирусная болезнь (часть 2)

Опубликовано: 08/02/2009 - 19:00

За словами должно быть реальное обеспечение делами. Беларуси необходима реальная либерализация экономической политики - и не только в отношении западного бизнеса.

Главная задача, которую сегодня необходимо решить властям, это устранение противоречия – между:

-  стратегией на инновационную, высокотехнологичную экономику,

-   и тактикой, которая требует «здесь и сейчас» – на базе существующего потенциала – решать экономические и социальные проблемы.

Пока не видно способа снять это противоречие – оно объективно и ни от чьей воли не зависит. Но надо хотя бы помнить об этом реальном и реально опасном противоречии. И не просто «помнить», а сделать всё, чтобы уменьшить это противоречие, наращивая технологическую составляющую экономики.

Информация к размышлению. Технологическое обеспечение жизнедеятельности государства включает в себя три уровня:

- Материальный, он же энергетический и производственный (в узком смысле).

- Распределительный, он же информационный, управленческий, корпоративный.

- Обменный он же стоимостной, финансовый.

Сегодня производственные технологии уже мало что значат. Гонка в этой сфере практически финишировала (хотя Беларусь – судя по антикризисным мерам власти – только собирается разбегаться). Конечно, необходимо делать всё, что поможет привлечь внешние инвестиции. Необходимо, но уже далеко не достаточно. Сегодня путь в Будущее требует кардинально иного сопровождения.

Если А. Лукашенко реально хочет по-настоящему войти «в историю», – а он хочет, – то страна должна сделать своим приоритетом информационную, управленческую и корпоративную «технологизацию». А совместно с Россией организовать высший уровень – финансовую «технологизацию». Надеемся, что все понимают – «Будущее» у восточных славян – общее и в единении. Под этим понимается не слияние в одно государство, не потеря независимости, а – на первом этапе – формирование общего экономического пространства (общего рынка) и введение единой региональной резервной валюты.

Понятно, что этот тезис требует детального развертывания, и развитие этих соображений МАГ предлагает в Концепции Программы Жизни (для «Группы Власти»).

Другие меры.

Оперативные меры:

1.       Вся мощь пропагандистской инфраструктуры, – столь успешно все эти годы обрабатывающей политическое поле, – должна быть направлена на умное успокоение вполне объяснимого социально-экономического беспокойства людей.

Кризис «в умах». Если миллионы людей охватит ужас, – его последствия неизбежно максимизируются. Сегодня тот исключительный случай, когда позитивная информация – даже дезинформация – может запускаться в любых объёмах. Электорат надо убеждать, что постепенно, через, например, три года:

  • Средний класс составит до 50% населения страны.
  • Активная часть населения «начнёт жить».
  • Государство, за счёт налогов, начнет реально – не во вред экономике – финансировать социальную сферу. И т.д. и т. п.

2.       Государственную поддержку следует обеспечить, в первую очередь, экспортно-ориентированным предприятиям. С этой целью начать:

  • предоставлять государственные гарантии по кредитам;
  • субсидировать процентные ставки по кредитам;
  • проводить реструктуризацию налоговой задолженности либо предоставлять налоговые кредиты.

3.       Предприятия, работающие на внутренний рынок, надо обеспечить государственным заказом. Необходимо законодательно оформить возможность выдачи предприятиям беззалоговых кредитов сроком до одного года.

При этом, предприятие, которое претендует на господдержку, независимо от формы собственности, должно разработать план финансового оздоровления и обеспечить «по требованию» полную прозрачность своей деятельности.

4.       Следует ввести регулирование процентных ставок с ограничением банковской маржи по операциям с выделяемыми государством кредитными ресурсами на уроне 1%.

5.       Целесообразно проструктурировать иностранные кредиты и провести их замещение белорусскими кредитными ресурсами, выделяемыми НБ РБ в рублях по тем же процентным ставкам.

6.       И так далее (уверены – не всё перечислено, но «совет мудрецов» должен учесть всё).

Тактические меры:

1.     Следует покрыть дефицит денежной массы в обороте за счёт эмиссии с адресным распределением средств (в первую очередь, исходя из спроса на деньги со стороны отечественных заемщиков, особенно, экспортно-ориентированных).

К сожалению, сегодня это всё-таки наиболее рациональная стратегия преодоления кризиса. Понятно, что эмиссия неизбежно повлечёт за собой снижение покупательной способности платёжной единицы, соответствующий рост цен и некоторое перераспределение населения по группам благосостоятельности. Такого рода явления не вызовут одобрения у основной массы населения, чьи ограниченные и недостаточные для решения их жизненных проблем накопления обесцениваются. Но при отказе от использования эмиссии, без принуждения монополистов (в Беларуси – это синоним государства) к работе на общественные интересы, крах системы производства с массовой безработицей – неизбежен. И это гораздо худший вариант, нежели инфляция в процессе перевода кредитно-финансовой системы к меньшему стандарту энергообеспеченности платёжной единицы.

Но эмиссии обязательно должна сопутствовать и замена ставки ссудного процента фиксированными тарифами на банковские услуги, обеспечивающими банкам только покрытие расходов на собственное содержание.

2.     Необходимо существенно снизить или на два года отменить НДС.

3.     Следует на один год заморозить цены на газ, тепло и электроэнергию.

4.     И так далее (уверены – не всё перечислено, но «совет мудрецов» должен учесть всё).

Стратегические меры.

Так как кризис уже наступил, то далее невозможно откладывать трансформацию нынешней капиталоёмкой и энергозатратной экономики в экономику Будущего: «инновационную и органичную (соответствующую национальным ресурсам) ». Не было счастья, несчастье помогло. Стратегически необходимо:

1.       Законодательно обеспечить полные и безусловные максимально благоприятные условия для самообеспечения и самоорганизации экономически активной части населения, для становления частного сектора экономики, как приоритетного направления развития государства, позволяющего, в конечном счете, осуществить решение большинства экономических и социальных задач, стоящих перед белорусским обществом. С этой целью:

1.1.  Перейти на уведомительный характер открытия частных малых и средних предприятий (знаем, что сделано, но у нас могут же и «отделать»).

1.2.  Провести поэтапную налоговую реформу на основе упрощения и обеспечения стабильности законодательства. Ввести на пять лет мораторий на законы и законодательные акты, ухудшающие условия предпринимательской деятельности. Законодательно запретить «обратное действие» законов и законодательных актов.

1.3.  Провести приватизацию предприятий сферы торговли, услуг и телекоммуникаций, производственных предприятий легкой, пищевой и лесной промышленности, стройиндустрии и агрокомплекса – на условиях открытых конкурсов, с продажей в частную собственность (или сдачей в аренду на 99 лет) земли под объектами приватизации.

1.4.  Реализовать программу амнистии капитала.

1.5.  Разработать и реализовать программу стимулирования создания рабочих мест в частном секторе экономики.

1.6.  Организовать государственное финансирование институтов развития и венчурных фондов, с условием исключительно целевого использования выделяемых средств согласно их уставным задачам.

1.7.  И так далее (уверены – не всё перечислено, но «совет мудрецов» должен учесть всё).

2.       Разработать и реализовать – общеизвестный из мировой практики – механизм минимизации коррупции.

3.       Провести реформу системы государственной службы на основе коренного изменения мотивации труда и создания особой системы социальных гарантий для государственных служащих.

4.       Доработать и запустить в полном объёме программу ипотечного кредитования.

5.       Пересмотреть программы развития и оптимизировать – в интересах государства – работу свободных экономических зон.

6.       Провести:

6.1.  Реформирование сельского хозяйства на основе многоукладности, свободного развития всех форм собственности и создания рынка земли.

6.2.  Разгосударствление и поэтапную приватизацию части тяжелой промышленности.

6.3.  Корпоратизацию стратегически важных предприятий ВПК, части тяжелой промышленности, энергетики и транспорта (с учетом защиты национальной безопасности страны) – преимущественно, через создание белорусско-российских компаний.

6.4.   Реформу монетаризации льгот – поэтапную – на основе адресной защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения: инвалидов, пенсионеров, многодетных семей и одиноких матерей.

6.5.   Реформу пенсионной системы – поэтапную – с учетом неизбежности перехода к цивилизованной системе «накопительных пенсионных вкладов».

6.6.   И так далее (уверены – не всё перечислено, но «совет мудрецов» должен учесть всё).

7.       Разработать и реализовать программу создания единой государственной системы подготовки и переподготовки работников, высвобождаемых из сферы производства; оказать законодательную  поддержку аналогичной негосударственной системе.

Необходимо восстановить на основе незыблемости суверенитета Беларуси партнерские и взаимно уважительные отношения с международным сообществом. В первую очередь, на основании двусторонних договоров с Россией и Украиной, Польшей и Прибалтийскими республиками; восстановить отношения с исполнительными и законодательными органами Евросоюза, Всемирным Банком и МВФ, другими ключевыми международными организациями и институтами. Следует разработать и реализовать комплекс мер и мероприятий по установлению цивилизованных отношений с ВТО (всячески откладывая момент вступления в эту организацию).

Ряд мер, для конкретизации которых необходима «мозговая атака» «совета мудрецов»:

·  Замена кредитного (ростовщического) сегмента финансовой системы на сегмент совместной деятельности банковского и реального сектора экономики.

Это когда банки живут не на ростовщическом проценте, а на доходе от совместной деятельности с предприятием, финансируемым банком.

·  Для создания базы инновационной экономики – легализация и развитие «сетевой (на основе Интернет) экономики», как дополнение к реальному и финансовому секторам, с целью:

-       образования рабочих мест для молодёжи и квалифицированных специалистов;

-       минимизации накладных расходов инновационного и интеллектуального бизнеса;

-       организации совместной деятельности разнесенных географически физических лиц и субъектов хозяйствования.

·  Оптимизация работы:

-       со ставкой рефинансирования (кстати, её редко поднимают в процессе кризиса и рецессии);

-       с курсами валют (возможно, целесообразно временно вернуться «к множественности курсов»);

-       с формированием и использованием золотовалютных резервов (обосновав доли доллара США, евро, российского рубля, арабских динаров, золота, драгоценных камней). И т.д.

·  Есть темы – и может они самые «важные» – не для публичного обсуждения.

III.            Арифметика мировых финансов (немного об Инициаторах кризиса)

Не совсем было понятно, куда поставить этот раздел: в начало или сюда. Без него, многие наши предыдущие соображения выглядели не очень то и обоснованными. Но, так как ниже следующие материалы не для слабонервных, то мы, всё-таки, решили разместить их здесь – куда «доберётся» уже только наиболее пытливый и стойкий Читатель.

Прежде чем приступить к рассуждениям и выводам, напомним. МАГ когда-то писала: «Мы попросим Вас внимать Идеям, а не авторитетам». А сегодня продолжает: «Утверждение верно, если оно объясняет процессы, происходящие в окружающем мире. Это и есть доказательство утверждения. Когда же появляется нечто необъяснимое, то это означает, что утверждение потеряло свою актуальность и надо искать новую теорию.

Так, Законы Ньютона сменились теорией Эйнштейна, а та, в свою очередь, сегодня заменяется «теорией вакуума».

Утверждение, что мир управляется – объясняет практически все политические, экономические и социальные «случайности», которые с удивительной закономерностью происходят в этом мире. А вот утверждение, что всё происходит по воле демократичного общества или самостоятельных полоумных диктаторов, – сплошь и рядом не объясняет ничего.

Поэтому, если кто-то утверждает, что миром никто не управляет, то пусть они объяснят всё происходящее вокруг, в том числе и сегодня. Мы не настаиваем на мировом заговоре (о нём голосит жёлтая пресса). Но мы уверены, что миром управляет сравнительно небольшая группа людей. И это не заговор. Это мироустройство.

Правда, доказательство этого превратит документ в монографию.

Напомним несколько аксиом (как и положено – не требующих доказательств):

·  Федеральная Резервная Система – выполняющая функции центрального банка США и эмитирующая доллары США, – это система частных и государственных банков. Фактически же, ФРС – частное акционерное общество.

Справка. В 1982 году суд центрального округа штата Калифорния вынес постановление по делу "Джон Льюис против Соединённых Штатов", в котором определил, что Федеральные резервные банки, входящие в структуру ФРС, не являются учреждениями, к которым могут быть предъявлены иски частных лиц по закону об исках к государственным организациям и служащим.… И государство никак его не регулирует и не имеет к нему ни малейшего отношения».

Владельцы Федеральной Резервной Системы – ключевого звена всей мировой финансовой системы – ну, очень маленькая группа никому и ничему не подчиняющихся людей.

ГРУППА, ИМЕЮЩАЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ВСЕГО МИРА.

Вообще-то, государство регулирует ФРС. Но кто кем управляет – тема для отдельного семинара.

·  Доллар США – это ничем не обеспеченные бумажки, за пользование которыми «маленькая группа людей» берёт мзду со всего мира, с чудовищной массы денег. Построив масштабную, агрессивную и само разрушительную финансовую пирамиду – кредитно-финансовую систему США. И им хватает. Так хватает, что они даже «не вмещаются» в списки журнала «Форбс». Митал, Баффет, Гейтс – или кто там сейчас – за ними.

Эта «маленькая группа никому и ничему не подчиняющихся людей», извините за выражения, «имела, имеет и будет иметь» не только – и не столько – американских граждан, но весь цивилизованный и не цивилизованный мир. Почему? А потому что они защищают – естественно – свои частные интересы. Как и любая группа «по интересам». Потому что им это выгодно. И всё!!! В принципе, здесь можно было бы, и заканчивать высказывать соображения по живо трепещемся вопросам финансового кризиса.

Но продолжим, потому что следующие аксиомы позволяют поразмышлять над антикризисными рецептами тем, кто хочет выйти из кризиса (а не воспользоваться им):

·  Экономики большинства стран (и России с 1992 года) придерживаются финансовой модели МВФ, приводя собственную денежную массу в национальной валюте к объёмам, равным экспортному потенциалу государства, выраженному в долларах США.

Представляете. Это уже за пределами здравого смысла. Денежная масса в национальной валюте эмитируется не по потребностям национальной экономики, а по экспортному потенциалу государства, выраженному в долларах США. Но, статистику в США, – которая определяет через биржи макроэкономические показатели в мире, в том числе, цены на сырьё и курс валют, – формируют непрозрачные, мягко говоря, структуры. Этой же «маленькой группы людей». А, грубо говоря, эти структуры что хотят, – что выгодно корпоративной власти США, – то и творят. А остальной мир – по информации с этих бирж – реагирует поведением национальных экономик. Бред какой-то. Но так оно и есть. Таким образом, обвал экспортных цен на американских биржах… обесценивает миллионы вкладов и обваливает экономики «ну, очень многих государств». Не напоминает ли это сегодняшний финансовый кризис.

·  Инициаторы кризиса: идеологи цивилизованного мира, владельцы крупнейшего капитала и управляющие процессами в ФРС – умные люди, которые не жалея финансируют экономические, политические и общественные институты и СМИ (в первую очередь, «жёлтую прессу»). Это даёт возможность «одному частному акционерному обществу» просчитывать свои действия на годы вперёд и осознанно управлять экономическими  и политическими процессами в США и за рубежом.

·  Будучи мировой валютой, доллар США «позволяет себе», – не «согласовываясь» ни с кем, – ослабевать по отношению к другим валютам. Стимулируя, тем самым, американский экспорт и заставляя остальные страны «ловить убытки» на фоне укрепления своих национальных валют. ТЕАТР АБСУРДА.

Кстати, удивляют патриоты, радующиеся падению доллара. Чему радуются: Экспорт национальных экономик – падает, сами национальные  экономики – ослабевают, личные сбережения, как правило, – обесцениваются. А в это время, американская экономика – усиливается. Американский экспорт – управляемо – растёт. Доллар же – когда «они» захотят, – тогда и вернет свои позиции (кстати, мы думаем, к осени 2009 года). Но «все уже будут в стойлах». И всё это происходит целенаправленно, планомерно и управляемо.

Размышления над этими аксиомами, дают основания констатировать, что цивилизованный мир ввергнут в управляемыйкризис. Вчера – инспирирована его финансовая составляющая (и мы уже описали механизм) – в принципе, затрагивающая банки и публичные корпорации, привязанные к биржам. Завтра – не надо быть футурологами и никто уже не сомневается – мир погрузится в плановый экономический, и, как следствие, социальный кризис.

Хотя, казалось бы, после помощи государств своим банкам, реальный сектор экономики мог бы и не заметить «потери бойцов» (подумаешь, «слегка» национализировали банки и транснациональные корпорации).

Прозвучали три ключевых слова: «цивилизованный», «управляемый», «плановый».

Не будем оригинальными и согласимся с общепринятым определением. «Цивилизованный мир» – это страны «золотого миллиарда» (Северная Америка, почти вся Европа и Япония). К «остальному» – развивающемуся и/или отсталому миру – «цивилизованные» отнесли Китай и Индию, Бразилию и Россию, арабские, азиатские, латиноамериканские и африканские государства.

В чём отличие «цивилизованного мира» от «остального»? Ответ очевиден: финансы (капитал), технологии и социальная защищённость против сырья, промышленного производства и преобладающей нищеты. И уже только это позволяет «цивилизованным» диктовать условия «развивающимся».

Но есть ещё одно – редко упоминаемое – отличие. Но, самое важное. Финансовая и, главное, реальнаяполитическая власть в государствах «цивилизованного мира» – исторически – принадлежит, немногочисленным династиям и кланам: Барух, Морган, Рокфеллер, Ротшильд, Оппенгеймер…- вот только имена, известные всем – и другие. Принадлежит авторитарно. Именно они определяют «традицию» цивилизованного общества, как совокупность исторического права и сложившейся иерархии.

Династии и кланы играют в свои игры. В том числе, и в кризисы. А «остальной» мир – цивилизованный и «не очень» (там же Беларусь), – только зрительствуют, «ловя кайф» от последствий. Ибо мы не можем попасть в кризис. Мы – уже давно и привычно – живём в кризисе. А то, что российские и белорусские СМИ говорят о кризисе, так это им диктуют «элиты» – политики и чиновники, которые получили возможность:

·  с одной стороны, списать все свои скудоумные грехи;

·  с другой стороны, – поставить «на место» удалённых олигархов.

При этом, следует отметить, что восточнославянские «элиты» кризис действительно почувствовали – ввиду своей вынужденной связи с цивилизованным миром (там их финансы размещены). И решили наши «элиты», попавшие «там» под разборку и опускание лохов, сэкономить на нас. «Под шумок».

Один только пример: цена на нефть на мировых рынках упала в разы. А на наших заправочных станциях снижения цен до сих пор не обнаружено.

То, что кризис управляемый, в принципе, очевидно. Не серьёзно думать, что неожиданно для всех, – даже для реальных владельцев, – начали банкротиться транснациональные корпорации и фонды. Всё как раз наоборот. Владельцы приказали наёмным менеджерам зафиксировать доходы, обанкротить «отработанные компании», показушно раскаяться и – возможно – посидеть немного. Хотя сидеть-то будут, за редким исключением, уже вообще третьи лица (читай Ильфа и Петрова).

Если вы всё-таки скажете, что мы нарисовали некий мифический «мировой заговор», то повторимся: «это не заговор, это сложившееся мироустройство». И это многое объясняет. Странно, что об этом так мало говорят.

В заключение подчеркнём. 2008 год оказался рубежом – идеологическим, политическим, экономическим. Эпоха неолиберализма ушла в прошлое безвозвратно. Ещё ранее «канули в лету» государственное планирование и распределение. С этими идеологиями покончено. Мир уже не будет таким, как сейчас. Социально-политическая реальность второго десятилетия века будет отличаться от нынешней, как ельцинские времена от брежневской эпохи. Хотим мы того или нет – грядут глобальные перемены. Ими будут затронуты все страны, все социальные группы, все люди.

Экономические трудности, как показывает исторический опыт, не обязательно отвращают население от власти. Бывает ровно наоборот, и власть благодаря кризису даже получает мандат на реформы. Это может быть как раз наш случай?

Кризис, означая конец прошлого, открывает шанс для создания Будущего. Начинается время испытаний и творчества, риска и поисков, трудностей и открытий. И Беларусь может занять комфортное место в мире, трансформировав свою капиталоёмкую и энерго затратную экономику в «инновационную и органичную, – соответствующую национальным ресурсам, – экономику». «Невозможное – возможно, небывалое – бывает». Выход есть.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика