Приложение Бетера на Андроид

Экономический кризис и белорусский бизнес

Опубликовано: 31/05/2010 - 19:15

Кризис не стал катализатором внутренних перемен в белорусском бизнесе. Руководители МСП стали «аккуратнее, осторожнее, избирательнее». Другими словами, «наступило время эффективных собственников» Каналы влияния кризиса на белорусский бизнес

Половина руководителей Малых и средних предприятий (МСП) считают, что экономическое положение их предприятий за 2009 г. ухудшилось, в то время как улучшение состояния своих предприятий фиксируют только 20% руководителей. В то же время около 60% МСП не в силах оценить экономическое состояние объективно – отсутствие реальной информации о кризисе и навязываемых оптимистичных прогнозах правительства, около 60% МСП не могут оценить свое положение ни как хорошее, ни как плохое*.

Обороты и прибыль снижались в течение года у почти половины МСП, занятость и инвестиции – у трети. Экономические показатели росли лишь у 10% респондентов, у остальных – были стабильными или сокращались. Несмотря на неопределенное «ни хорошее, ни плохое» экономическое положение, у их менеджеров и собственников сохраняется сдержанный оптимизм по поводу ближайшего будущего. Около половины респондентов считает, что продажи, прибыль, занятость и инвестиции будут стабильными в 2010 г. Треть планирует рост продаж и прибыли. Хуже всего обстоят дела с инвестициями – лишь 115 МСП планируют их рост, 25% – сокращение. Таким образом, можно сказать, что влияние кризиса на белорусский бизнес еще не проявилось в полной мере.

По мнению руководителей МСП, основными каналами влияния кризиса на МСП являются падение покупательной способности населения (73%), задержки (неплатежи) в оплате поставленной продукции (48%), снижение спроса со стороны госпредприятий (32%), переориентация заказчиков на более дешевых поставщиков (26%), ограничение доступа к финансовым ресурсам банков вследствие высоких процентных ставок (23%). Однако отдельные крупные компании, завязанные на внешнеторговые отношения, жалуются, что снижение спроса – это еще не такая беда, как внутренние проблемы, которые обнажились с кризисом. В первую очередь, речь идет о политике Нацбанка. Запредельно дорогие кредиты, сложность, а, по сути, невозможность купить валюту на бирже тормозят не только развитие, но и текущую деятельность компаний.

 

Антикризисные мероприятия и новые возможности

Основными антикризисными мероприятиями для МСП стали снижение непроизводственных затрат (50% ответов), поиск новых рынков сбыта (47%), снижение цен на продукцию компании (35%), зарплат персоналу (32%), изменение ассортимента (24%), сокращение численности персонала (23%).

Очень небольшое количество МСП пошло на сокращение объемов выпуска, ликвидацию некоторых видов бизнеса, раздробления предприятия на более мелкие фирмы, отказ от инвестиций и инноваций или, наоборот, их резкий рост. То есть использовались в основном меры, дающие эффект в краткосрочном периоде (ни одно предприятие не может бесконечно снижать затраты, цены и зарплаты). Очевидно, что по мере разрастания кризиса такая антикризисная стратегия будет малоэффективной, и многие компании столкнутся с более серьезными проблемами, которые так или иначе потребуют или серьезной реструктуризации бизнеса или его закрытия. Нехватка финансов делает неактуальной для большинства МСП инвестиционную или инновационную активность, модернизацию предприятий, в тоже время, серьезно подрывая долгосрочные конкурентные позиции белорусских компаний.

Кризис не стал катализатором внутренних перемен в белорусском бизнесе. Сами бизнесмены жалуются на «слишком высокую конкуренцию», в то время как лишь единицы понимают, что настоящей конкуренции в Беларуси еще нет. По образному выражению одного из участников фокус группы, проводимой в рамках исследования, с которой оказалась солидарна почти половина руководителей МСП, «ничего хорошего кризис не принес». По мнению бизнесменов, если на Западе, кризис принес снижение цен на основные сырьевые товары, стоимости денег (кредитов), помощь государства в реструктуризации – то у нас «ничего такого нет». В тоже время, многие руководители и собственники как позитив отметили изменение собственных взглядов и подходов в области управления компанией, использования ее ресурсов (табл. 1). МСП стали «аккуратнее, осторожнее, избирательнее; МСП перестают брать на работу по протекции, отказываются от заказов по протекции, судятся с неплательщиками, избавляются от иждивенчества и халявщиков (в том числе и среди клиентов)». Другими словами, «наступило время эффективных собственников».

Несмотря на то, что для многих МСП нехватка квалифицированного персонала является наболее актуальной проблемой, возможность найма хороших специалистов за меньшие деньги – еще одна новая возможность для бизнеса. Таким образом, хотя фраза о том, что «кризис – это возможности» раздражает многих белорусских менеджеров, все-таки, какие-то стимулы для развития бизнеса он в себе несет. Другое дело, что воспользоваться ими могут только самые гибкие и продвинутые МСП, ведь лишь единицы из них, как показывает исследование, готовы «сделать упор на бизнес обучении, пока у сотрудников есть время». Около половины опрошенных собственников и руководителей МСП не знают, что такое МВА и не считают нужным получение этой степени для себя или своих сотрудников.

Таблица 1. Какие новые возможности открывает кризис для Вашего предприятия? (не более 5-ти ответов)

 

Количество предприятий

%

1.       Более рациональный подход к использованию денежных ресурсов предприятия (тщательные оценки рисков и результатов, повышение отдачи от использования ресурсов)

194

49.8

2.       Ничего хорошего кризис не принес

168

43.1

3.       Поиск новых бизнес моделей/ решений, принятие более смелых решений, мобилизация собственных сил

155

39.9

4.       Усиление позиций в отношениях с поставщиками, снижение цен поставщиками

66

17.1

5.       Наем квалифицированных кадров за меньшую стоимость

66

16.8

6.       Уход с рынка конкурентов

63

16.1

7.       Проведение модернизации производственных мощностей

45

11.4

8.       Расширение возможностей импортозамещения

20

5.1

9.       Рост использования давальческих схем или субконтракции

14

3.5

10.    Увеличение господдержки (например, льготное кредитование)

12

3.2

Источник: Исследовательский центр ИПМ.

Кризис, бизнес и государство: точки соприкосновения

В условиях нарастания кризисных явлений в экономике, с одной стороны, и желания поддержать развитие отечественных МСП – с другой, особую актуальность приобретает комплексная и стратегически верная экономическая политика. Так, на наш взгляд, представляется важным не столько совершенствование основ бизнес климата (нисколько не умаляя его важность), сколько конкретные мероприятия, поддерживающие желательные для власти бизнесы. Например, совершенно понятно желание правительства поддержать производственные, а не занимающиеся импортом потребительских товаров МСП. Однако пока в этом плане мало что делается. Так, несмотря на имеющую место реформу арендных ставок, призванную их снизить, согласно опросу, у 40% МСП ставки аренды в 2010 г. выросли (у 35% – не изменились). А ведь есть еще и повышенные (не субсидируемые, как у населения) тарифы на услуги ЖКХ. Более того, ничего не делается для упрощения возможности выкупить производственным арендным предприятием арендуемых у государства площадей (наоборот, этот способ приватизации исключен из новой редакции Закона «О приватизации»).

Важной реальной формой поддержки станут на деле равные условия хозяйствования частных и государственных предприятий (по оплате услуг, по возможности защищать свою позицию и пр.). Так, противореча проводимой в стране политике по улучшению бизнес климата, работа с частным сектором стала строиться по остаточному принципу – «все, что можно, скидывается госпредприятим». Даже в области импортозамещения предприниматели отмечают ведомственный и несправедливый подход, когда «лоббируются интересы отдельных МСП, а директоров госпредприятий вынуждают у них покупать».

В готовящейся Директиве по либерализации и поддержке МСП можно отметить и приоритет успешных и развивающихся малых и средних предприятий при конкурировании с убыточными государственными предприятиями (пока на деле все наоборот). Тоже самое и с налоговой политикой – безусловно, нужно менять ее общие контуры в сторону современных стандартов. Однако на деле важна не только погоня за рейтингами. Изменение порядка уплаты НДС с Россией может здорово помочь белорусским экспортерам (в том числе и маленьким), хотя это никак не отразится на рейтинге Doing business. Можно придумать изменения и в налоги, выплачиваемые из фонда заработной платы так, чтобы стимулировать занятость и выплату «белой» зарплаты.

Сама идея господдержки должна изменить свое содержание, стать точечной, более благожелательной, реагирующей на потребности того или иного бизнеса. Пока, по словам одного директора МСП, занимающегося, кстати, производством инновационной продукции, «чиновников интересуют только цифры и показатели – «сколько вы освоили средств», сколько инвестировали, почему так мало – вот и все что их интересует. Прибыль, отдача, наличие заказов – их не волнуют». Такой же формализм наблюдается и в области господдержки МСП: «Госпомощь – удавят проверками. 103 госпрограммы, а не одна не подходит. А кто влезет – тому смерть». «Госпомощь – на уровне пропаганды и декларирования. На весь Минск 2 млрд. руб. – слезы». По мнению предпринимателей, если уж в бюджете страны нет существенных средств на поддержку, то лучше финансово не поддерживать никого, не мучая после проверками о целевом использовании средств, а помогая путем упрощения административных процедур. А пока, по-прежнему на согласования и разрешения уходит много времени и сил.

* По заказу Исследовательского центра ИПМ проведено социологическое исследование по развитию МСП в Беларуси, в рамках исследования аксиометрической лабораторией «НОВАК» в феврале-марте 2010 было опрошено 390 владельцев и руководителей МСП по репрезентативной выборке

Елена Ракова, Агентство политической экспертизы BISS

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика