Приложение Бетера на Андроид

Новые контуры экономической политики

Опубликовано: 08/04/2010 - 18:04

Фактически страна вступила в предвыборный год, что предопределяет основные контуры экономической политики.

По действиям высших должностных лиц страны можно судить о том, какой будет экономическая политика в 2010 г. Очевидно, что разворот 180 градусов в приоритетах и программах правительства невозможен, однако многие ожидали существенной коррекции курса. Коррекция произошла, но не настолько глубокая, чтобы можно было говорить об анализе прошлых ошибок, изучении предпосылок нового роста, выработке эффективной стратегии адаптации к произошедшим в мире шокам и коррекциям на мировом рынке. Фактически страна вступила в предвыборный год, что предопределяет основные контуры экономической политики.

Задача сохранения социальной стабильности по-прежнему лежит в основе экономической политики. А значит, серьезная структурная перестройка экономики с существенным ограничением объемов производства невостребованной на рынках продукции, масштабными увольнениями, приостановкой программ жилищного строительства, льготного кредитования, ростом тарифов ЖКХ и пр. не возможна. Во главе угла стоит старая политика стимулирования спроса через рост инвестиций и уверенность чиновников, что кризис в мире закончился, а значит, не за горами рост спроса на белорусскую продукцию.

Итак, каковы основные приоритеты экономической политики в 2010 г.? Это:

-        диверсификация внешних рынков – продолжение реализации президентской стратегии экспортных продаж «по чайной ложке» во все страны;

-        продолжение наращивания темпов производства – для достижения планов по росту ВВП на 10-12%;

-        поддержка крупнейших государственных банков, государственное (эмиссионное) финансирование ряда госпрограмм и предприятий;

-        продолжение политики наращивания внешнего долга – как государственного, так и коммерческого;

-        по-прежнему точечная приватизация, но смещение идеологических акцентов в сторону «готовности продать все по разумной цене»;

-        модернизация экономики «сверху» – в рамках межправительственных соглашений, встреч, заключенных на самом верху контрактов и пр.

-        точечная косметическая либерализация бизнес климата по таким направлениям, чтобы каждый год рейтинг Всемирного банка Doing business понемногу рос.

Что изменилось в 2010 г. по сравнению с 2009 г.? В конце года устами П. Прокоповича было высказано намерение перейти от государственных заимствований (на двусторонней или многосторонней основе) к частным заимствованиям. Речь шла о том, что основные заимствования будет делать не само правительство, а банки и предприятия. Однако ухудшение условий поставки российской нефти вновь сделало актуальным новый кредит МВФ. Для его получения власти готовы идти на определенные уступки (особенно, если их надо будет делать уже после выборов – начала 2010 г.) и дальше постепенно менять институциональные и макроэкономические условия в стране. В тоже время, не оставлена и политика наращивания внешнего долга негосударственного сектора. Напомним, привлекать внешние ресурсы могут как коммерческие банки (которые выдают потом кредиты предприятиям), так и сами предприятия (например, «Минскэнерго» в рамках китайских кредитных линий модернизирует ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5).

Однако внешние кредиты для Беларуси дороги, и в условиях ухудшения экономической ситуации на большинстве предприятий страны обслуживать их становится очень накладно. Немногие белорусские предприятия готовы сегодня брать кредиты. Есть и еще одна проблема – отдать валютный кредит предприятию зачастую проблематично, поскольку сложно купить валюту на внутреннем рынке (из-за хронического дисбаланса спроса и предложения на валютном рынке покупать валюту могут лишь предприятия по особому списку, распоряжению и пр.).

Что несет кредитная экспансия? С одной стороны, положительный эффект будет достигнут – дороги, котельные или заводы модернизированы, поезда обновлены и т.п. С другой стороны, китайские кредиты – связанные, т.е. это отнюдь не российский кредит или кредит МВФ, который мог быть потрачен правительством как угодно.

Соответственно, основную фундаментальную проблему страны – сведение концов с концами в области экспорта – импорта – они решить не могут. Более того, эти кредиты нужно будет отдавать, и кто сказал, что через 20 лет это будет сделать легко? Можно отметить и такой недостаток как закрытость этих сделок, отсутствие детального технико-экономического обоснования, бизнес планов и пр. Модернизация «сверху» всегда будет уступать экономическим расчетам собственников, особенно в таких странах как Беларусь или Россия, где кадровый управленческий потенциал госсектора низок, а коррупционные возможности – высоки.

Либерализация бизнес климата, и так не очень резвая, как-то постепенно сошла на нет. Из событий первого квартала 2010 г. кроме отмены регулирования надбавок в ресторанах высшей и первой наценочной категории и добавления пары новых предприятий в список разрешенных к акционированию и приватизации и вспомнить нечего. Власти справедливо полагают, что сделанные в конце года изменения (отмена ряда оборотных налогов и переход на квартальную уплату ряда налогов) и так повысят рейтинг страны по Doing business.

Можно констатировать продолжающийся провал политики привлечения ПИИ. Реальность в этой сфере всегда хуже планов и прогнозов правительства, несмотря на бум форумов, встреч, делегаций и пр. Поскольку во время встреч на самом верху все хорошо. А когда доходит до начала реализации заключенных инвестиционных соглашений или бизнес планов и всевозможных согласований, получений разрешений и пр., то энтузиазм многих инвесторов сходит на нет. Конечно, любая страна, и не только Китай, особенно в современных условиях, мечтает продать свою продукцию. Однако нам нужны новые совместные производства, позволяющие рыночными методами нарастить экспорт и производить конкурентоспособную продукцию на внутреннем рынке.

В работе правительства не просматривается работа по элиминации главной угрозы белорусской экономики – несбалансированности торгового баланса. Все привлекаемые инвестиции (кредитные) – стимулируют импорт, а не экспорт (тот же широко рекламируемый китайский кредит – это чисто импорт китайских товаров и технологий в страну). Оман будет строить что-то современное в центре Минска – опять же можно представить объем предстоящего с таким строительством импорта.

Еще одна нарастающая системная угроза – рост внешнего долга. Да, пока он еще в разумных пределах, как в абсолютных, так и относительных цифрах. Но если такими темпами его наращивать, то критических размеров (60% ВВП) можно будет достичь уже в 2011-2012 гг. А там придет время выплачивать кредиты 2008-2009 гг. Как управлять долгом? На эту тему пока похоже тоже никто особо не задумывается.

Не стоит сбрасывать со счетов и проблему роста плохих долговв банковском секторе. В условиях продолжающегося массированного кредитования как предприятий, так и населения, это ставит под угрозу не только стабильность банковской системы, но и всей экономики.

Таким образом, в работе правительства по-прежнему нет долгосрочной составляющей. Все заняты сиюминутными проектами – российскими экспортными пошлинами, венесуэльской нефтью, китайским кредитом, которые ничего принципиально не меняют ни в структуре белорусской экономики, ни в принципах ее работы. Вообще, такое складывается впечатление, что в правительстве работают А. Лукашенко, С. Сидорский, А. Кобяков и В. Семашко. Остальных – как ведомств, так и людей – не видно и не слышно. Их усилиями в этом году стабильность будет сохранена, а рост ВВП продолжен. Но ценой этих достижений будет существенный рост рисков и угроз разбалансированности основных секторов и финансовых потоков уже в самом ближайшем будущем.

Елена Ракова, Агентство политической экспертизы BISS

 

 

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика